реклама
реклама


Эксклюзив


/

Лицензия одной из компаний-перевозчиков уже прекращена. Документы о лишении лицензии второй ждут своего часа. Под контрольную закупку попали и другие перевозчики, сотрудничавшие с сервисом. «Их [Uber'а] схема неправильна и непригодна для нашего рынка», — считают в Транспортной инспекции и поясняют, как сервис сможет работать в нашей стране без нарушений законодательства и почему «под раздачу» попал только Uber — а Яндекс. Такси, например, абсолютно легально продолжит работать.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Поручение «изучить ситуацию с Uber» еще 8 февраля дал мэр Минска Андрей Шорец — по мнению столичных таксистов, приход бюджетного UberX на белорусский рынок поставил их в неравные условия с водителями, работавшими с данным сервисом. В тот же день разобраться с условиями работы Uber решили и транспортники на совещании в профильном министерстве. Судя по всему, Транспортная инспекция Минтранса сразу же приступила к работе — уже 25 февраля действие лицензии одного из основных партнеров Uber — ЧТУП «Молберг» — на столичном рынке пассажирских перевозок было прекращено.

— Это не временная приостановка, а полное прекращение действия специального разрешения (лицензии) — такая мера последовала за грубые нарушения перевозчиком действующего законодательства, — пояснил AUTO.TUT.BY начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Минтранса Иван Алисейко.

Транспортниками были проведены «целевые тематические внеплановые оперативные проверки деятельности компаний-партнеров Uber»: выявлено отсутствие заказа-наряда на фрахтование транспортного средства, перевозчиками не пройден раз в 6 месяцев государственный технический осмотр (как это регламентируется законодательством для легковых автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров).

— У нас нет претензий к Uber как сервису, мы [представителей] Uber в глаза не видели. Нужно понимать, что Транспортная инспекция контролирует соблюдение законодательства всеми перевозчиками — в том числе и теми, которые работают с Uber. Они же [Uber] почему-то все равно не хотят работать по правилам, установленным в Беларуси. Система перевозок в нашей стране возникла не вчера, она регулируется законодательством. Их схема неправильная и непригодная для перевозок пассажиров в нашей стране.

Алисейко поясняет: в Беларуси возможны два вида коммерческих пассажирских перевозок — регулярные и нерегулярные (в том числе и такси). Последние возможны на следующих основаниях: это либо публичный договор (так работают все «традиционные» службы такси), либо договор фрахтования транспортного средства (так называемый заказ-наряд; так работает, например, аренда авто с водителем). Более того, все автомобили массой менее 5 тонн, которые осуществляют коммерческие перевозки пассажиров, обязаны ездить с желтыми номерами и проходить техосмотр дважды в год. Все — подчеркивают в Транспортной инспекции, даже если они не считают себя такси.

— Маршрутки, например, тоже не являются такси, однако они выполняют коммерческие перевозки пассажиров и подчиняются тем же правилам.

Мнение Uber

Перевозки через сервис Uber — это не такси: это аренда автомобиля с водителем на короткое время, от этого и стоит отталкиваться, рассматривая регулирующее нашу деятельность законодательство. У нас нет публичного договора такси, предусмотренного законом. Другими словами, нет возможности «словить» Uber «от борта». Запрос на поездку размещается исключительно в цифровом виде пользователем приложения. По этой же причине на нас не распространяются требования, предъявляемые к автомобилям такси, — у нас нет обязательной оклейки, желтых номеров и прочих атрибутов, которые нужны в такси. Техосмотр и уплату дорожного сбора водители — партнеры Uber проходят раз в год или два (в зависимости от года выпуска автомобиля): на услугу аренды авто с водителем не распространяется требование о прохождении техосмотра дважды в год, равно как требование о заключении договора автогражданки на отличных от остальных автолюбителей условиях.

Насколько известно AUTO.TUT.BY, для проверок соблюдения законодательства транспортники проверяли не конкретных перевозчиков — всю систему. Нарушения зафиксировали пока только у тех, кто «попал» под контрольную закупку — пока это ЧТУП «Молберг» и ООО «Белеврорент Флит Солюшнз»: документы относительно прекращения действия лицензии второго перевозчика уже направлены исполнителями (сотрудниками филиала ТИ по Минску и Минской области) в Транспортную инспекцию, но, по словам Ивана Алисейко, пока не рассматривались. Проверочные мероприятия, говорят транспортники, будут продолжаться.

К конкурирующему с Uber сервису, недавно пришедшему на наш рынок — Яндекс. Такси — претензий нет: те работают по иному принципу — выбрали себе в качестве партнера службу такси 135 «Столица», с которой работает более 100 предприятий-перевозчиков и ИП. Все их машины — традиционные такси: ездят с желтыми номерами и дважды в год проходят техосмотр.

После решения о прекращении действия лицензии у перевозчика есть 15 рабочих дней на то, чтобы закончить деятельность. До того он вполне легально может работать — что и делает сейчас, например, ЧТУП «Молберг».

— С действиями Транспортной инспекции мы не согласны. Будем обжаловать в суде. Дальнейшие комментарии последуют от нашего адвоката, — сообщил AUTO.TUT.BY представитель компании Алексей.

— Проводится массированная информационная кампания против Uber, инициированная игроками, не заинтересованными в появлении сервиса, делающего абсолютно прозрачными финансовые потоки в сфере перевозок, — уверена представитель Uber в нашем регионе Евгения Шипова.

AUTO.TUT.BY будет следить за развитием ситуации.

Что такое Uber и как он работает?

Сервис Uber завязан на мобильное приложение. Программа определяет ваше местоположение по GPS и автоматически подбирает ближайшего водителя. Машина приедет, даже если вы не знаете точного адреса.

Сразу после заказа система подбирает машину и показывает ее местоположение на карте. Когда машина подъедет, вам придет уведомление. В приложении будут показаны данные автомобиля и имя водителя, которому, если что, можно отправить сообщение или позвонить.

Через приложение можно узнать тарифы для конкретного города. Если вы укажете начальную и конечную точки поездки, то будет рассчитана ориентировочная стоимость. Как только вы доберетесь до места назначения, стоимость поездки (рассчитывается системой) автоматически спишется с ранее привязанной карточки. А квитанция за поездку будет выслана на почту.

Читайте также подробно об Uber и всех его особенностях

Напомним, 6 февраля, на следующий день после прихода в Минск бюджетного UberX, в Минске прошла стихийная встреча водителей такси всех диспетчерских служб столицы — собрались человек 80. Таксисты, не сдерживая эмоций и особо не стесняясь в выражениях, обсуждали, как им жить дальше — в условиях все более серьезной конкуренции и низких тарифов. Водители просили местную власть разобраться с ситуацией, в которых разные перевозчики работают в принципиально отличающихся друг от друга условиях.

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • da_88 9 марта 2016 в 13:19 из Беларуси

    Ну есть у нас одна "алмазная" служба, на нарушения которой регулярно закрываются глаза... Боюсь, что "заказ" оттуда. А на выходе страдать будет клиент, т.к. сначала прихлопнут Uber, после только появившееся Yandex-такси. И опять в условиях катаклизмов типа Хавера "законопослушные" перевозчики начнут возить за 1 остановку метро по 300 тыс. Опять будут ночные тарифы и тариф а-ля "чемпионат мира по хоккею", когда "бедные таксисты" драли с россиян по 200-300 тыс за дорогу от Минск-Арены до Короны на Кальварийской (цена на тот момент стандартная была около 50 тыс)...

  • mazovka.85 9 марта 2016 в 13:25 из Беларуси

    конкуренция это всегда хорошо! просто не все хотят пересматривать ценовую политику. проще выйти и пошуметь толпой мол у нас и так все плохо а тут еще и uber нейки с низкими ценами. я думаю раз uber катает за такую сумму ни чего не мешает и другим это делать! а то у нас одной службой едешь в конкретную точку несколько раз и цена каким то образом всегда разная? убером пользовался не раз сервис на уровне, крепкая пятерка. И зачем два раза в год тех.осмотр проходить? там все машины младше пяти лет!!! это не волга или джыли 135)))

  • karina-zarovskaya 9 марта 2016 в 13:30 из Беларуси

    закрыли, потому что грамотно ребята обошли все поборы, которые платят службы пассажирских перевозок: "Перевозки через сервис Uber - это не такси: это аренда автомобиля с водителем на короткое время". отсюда оптимизация налогообложения - как следствие -> низкая стоимость. но государству это не интересно - потому "закрыть неугодных".... все предсказуемо..((

  • Дмитрий_Шевченко_talks68 9 марта 2016 в 13:34 из Беларуси

    это как раз серая схема . почему таксисты платят , а эти нет. это не такси , а аренда ))) давно пора закрыть эту аренду.

  • da_88 9 марта 2016 в 13:37 из Беларуси

    Как не платят? У них платежи проходят по безнальной форме. Как-раз "в карман" фиг положишь. А вот традиционные водилы такси не гнушаются брать деньги "мимо кассы", особенно, если берешь машину "от борта"! Так что про "Не платят"- это Вы не в теме похоже... Они как-раз платят налоги в полном объеме, т.к. иного выхода нет- все операции на ладони!

  • un être 9 марта 2016 в 13:39 из Беларуси

    В условиях конкуренции нужно улучшать сервис, снижать цены и ограничивать свои завышенные запросы, а не выражаться в эмоциях.

  • ratnerrr 9 марта 2016 в 13:41 из Беларуси

    какой заказ-наряд? вы в туалет накладные берете? а акты сдачи-приемки работ? может хватит все бюрократизировать? тариф известен, все прозрачно, расчетов наличкой нет. почему суд.исполнитель может вызвать вас для действий посредством телефона, а юбер, подписывая правила и документооборот посредством смартфона - нет?

  • volisa 9 марта 2016 в 13:49 из Беларуси

    БЕЗ ИЛЮЗИЙ! UBER хитрые жулики. Проработал на них неделю по тарифу 5700 за км. Итог следующий, обещаную убер гарантию на отсутствие заказов( а такое было) не выплатили. Подача машины бывает за 10-12км (громадные холостые пробеги). За 30 часов работы и 800км пробега получил 1700000 рублей! Получилось чуть больше 2000 рублей за км. Минус 1000000 топливо. Заработок 800000-900000рублей типа чистыми(типа т.о. делать не надо, шины и т.д. Страховка, дороги, техосмотр) они решили уменьшить тариф на 15% чтобы задушить конкурентов, но свои 25% не уменьшили. А душат другие службы такси за счет приходящих устраиваться и не понимающих раскладов белорусов, собирая сваю дань и потешаясь над нами идиотами! Нас душат нами же и еще наживаються. ГРАМОТНОЕ ЖУЛЬЕ

  • ptkd 9 марта 2016 в 13:50 из Беларуси

    Несколько раз ездил , правда по бесплатным кодам но тем не менее такси по качеству и рядом не стояло. 1. Свежие машины , чистый салон . 2. Удобство заказа . Четко видишь когда и какая машина приедет 3. Не возможности водителю нашпарить . Безнальный платеж и система сама по тарифу списывает . И это плюс для государства с выключенным счетчиком не поедите А причина такая же как не могут 10 лет навести порядок с такси на вокзале , поговаривают что вокзал это действующие или бывшие сотрудники МВД. Так и здесь кто то удачно зашел

  • id257219349 9 марта 2016 в 13:51 из Беларуси

    Не умеют у нас в стране конкурировать. Не умеют и не хотят повышать качество. Потому и боятся прихода конкурентов. "Белавиа" боится прихода лоукостеров, например "Победа", таксисты и общественный транспорт боится прихода Uber. Чтобы не дай Бог народец не узнал, что летать на отдых можно в три раза дешевле. Или дешевле ездить в такси.

  • belbus 9 марта 2016 в 13:52 из Беларуси

    Такой заказ, который прописан в правилах пассажирских перевозок РБ и без которого по закону перевозки нелегальны. Либо такси со счётчиком и полосками, либо заказ-наряд. Всё. Третьего не дано. За базарных народ чего-то не стал заступаться, хотя там ситуация такая же - без бумажки может быть дешевле, с бумажкой дороже. Лично мне эти все бумажки не нужны даже, как Вы пишите, для туалета. Но почему продвинутые перевозчики, нарушив правила, жалуются, что их за это поимели ? Ведь транспортники наказали за конкретные нарушения, а не за принадлежность к одной из служб такси. И представитель Убер утверждал, что они будут оформлять эти самые бумажки ( почитайте её интервью ).

  • Пнеорус_Михай 9 марта 2016 в 14:01 из Нидерландов

    Таксисты почти во всём мире одинаковые. Меня и в Дубае пытались на Лексусе возить кругами вокруг отеля - с навигатором он, бедный, не знал дороги. Сервисы, подобные Уберу, как раз честнее именно из-за электронной привязки (хотя и там полно нюансов - карту на Навителе можно настроить по-разному...) - и именно поэтому переходят дорогу Важным Людям, которые строят бизнес на разводе лохов и потому имеют левые бабки на подкуп Кого Надо.

  • Ури 9 марта 2016 в 23:28 из Беларуси

    Самое простое и напрашивающееся решение вопроса, чтобы машины под аренду не подменяли собой такси - с каждого договора аренды пол-базовой налога. Если кто-то действительно заинтересован в аренде автомобиля с водителем, то ему лишние 100 000 погоды не сделают, а вот те, кто хочет доехать с точки А в точку Б - изначально отдать 100 000, а к ним еще и по тарифу - овчинка выделки не стоит, дешевле на автомобиле-такси будет. Жаль конечно, что пострадают добропорядочные предприниматели, занимающиеся именно арендой автомобилей - но куда же без этого. и много ли у нас таких, сидящих на аренде автомобиля с водителем? Без водителя - полно, так их это и не коснется, а с водителем - лавочка подмены понятий прикроется.

  • 28mk 10 марта 2016 в 00:40 из Беларуси

    Все службы такси работают, не соблюдая закон. По-другому нельзя, иначе не проживешь и не "выживешь" в этом бизнесе. Таковы реалии.

  • dziima 10 марта 2016 в 07:11 из Европы

    Не получится. Гражданский кодекс разрешает сдавать и брать автомобиль в аренду.

  • Kennet_Baker 10 марта 2016 в 09:03 из Беларуси

    Uber недоумевает, они думали что привнесут прогресс и современный сервис в нашу страну. А не тут то было, нас ничто не сломит и никаким прогрессам мы не подвластны, застой, болото и гипертрофированная бюрократия - вот наше жизненное кредо.