• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


/

Зачастую летопись производства легковых автомобилей в Беларуси ведут от начала сборки «Фордов» в поселке Обчак под Минском в 1997 году. Но, оказывается, началось все немного раньше. TUT.BY исследовал историю становления белорусского народного автомобиля с начала девяностых.

Мы уже рассказывали о том, как Беларусь пришла к более-менее массовому производству легковушек и минивэнов и какие модели собирают в стране сегодня. А сейчас вспомним, как пытались организовать сборку автомобилей до Ford и какие смелые и амбициозные проекты предлагались в середине — конце девяностых и двухтысячных.

Советские годы: самоделки

Как мы знаем, в Белорусской ССР была развита грузовая автопромышленность: минские грузовики МАЗ — гражданские и военные (производства МЗКТ), могилевские тягачи МоАЗ, жодинские карьерные самосвалы БелАЗ. А вот легковушки промышленность не выпускала.

А раз так, автолюбители брались за дело сами и строили автомобили, которые потом регистрировали в ГАИ и на которых легально ездили по стране. Про одну такую кустарную легковушку — «Фантазию» начала семидесятых — мы уже рассказывали. И это был далеко не единичный пример. Сам создатель, Борис Каравкин, говорил, что взялся за самоделку после того, как его друг построил свою машину. Такая инициатива поощрялась, немало внимания самоделкам уделялось в телепередаче «Это вы можете», да и редко какой номер журнала «Моделист-конструктор» или «Техника — молодежи» обходился без упоминания очередной штучной модели. Регулярно устраивались слеты-смотры и пробеги членов движения «самавто» (самодельный автомобиль), рассказывает блогер и автоконструктор Андрей Чудаков.

В номере 7 журнала «Моделист-конструктор» за 1991 год подробно рассказывается о еще одной минской самоделке: микролитражке «Яуза-035» работы инженера М. Ярошевича. К сожалению, в статье нет фотографий (лишь чертежи и рисунок на обложке), но из текста можно понять, что автор машину построил и ездил на ней. Мотоциклетный двигатель Иж-Ю4 мощностью 27 л. с. мог разогнать 2,5-метровый автомобильчик с кузовом из дерева и оргалита до 80 км/ч.

1992−1993: «формулы» и «бумеры»

В начале девяностых немец Йохан Кнапп совместно с белорусскими автоэнтузиастами Геннадием Драбкиным и Александром Синкевичем организовал фирму «JAK — автомобильные технологии» и затеял проект «Гонки для Беларуси». В 1992-м белорусские специалисты проходили обучение на известной гоночной фабрике Zakspeed. А вскоре на Опытно-механическом заводе в Минске (также известен как «Белбыт») собирали автомобили для гонок класса «Формула-Юниор» и «Формула-3». Двое белорусских парней приняли участие в чемпионате ФРГ. Затем Кнапп пытался развивать аналогичный проект для России, но буквально через пару лет все пришлось свернуть. Сколько именно построили болидов, неизвестно, но разошлись они по всей Евразии. Один JAK JK-26 даже добрался до Японии. Подробно историю создания фирмы можно почитать здесь.

Снимок Сергея Рябцева, pkk-avia.livejournal.com
Снимок Сергея Рябцева, pkk-avia.livejournal.com

В «Вечернем Минске» за 27 декабря 1993 года появляется заметка с громким названием «Шабаны готовятся стать центром». Можно подумать, что речь идет о том, что окраинный микрорайон получит новый административный статус. На самом же деле оказывается, что здесь собираются открыть сервисный центр, который из «бэушных» BMW станет делать автомобили методом refurbishment: выбрасываем негодные детали, ставим взамен новые. Сейчас такая схема очень популярна при выпуске мобильных телефонов. Как видим, крупного центра автомобилестроения из Шабанов так и не получилось.

1994: прожекты в духе Васюков

Девяносто четвертый в Беларуси выдался богатым на разные проекты и прожекты. Например, у нас собирались начать выпускать пассажирские самолеты. Что до автомобилей, то в марте белорусы узнали, что знаменитый предприниматель Андрей Климов (прежде известный по строительному бизнесу) собрался разработать и начать строить первую сугубо белорусскую легковушку.

В раздаваемых направо и налево интервью Климов говорил, что двигатель, коробку передач и радиоприемники закупят за рубежом, а все остальное станут делать своими силами. На вопрос — не проще ли купить лицензию на платформу? — отвечал: нет, мол, гарантий, что не подсунут старье. И вообще якобы у всех машин база одинаковая, а меняется только кузов и электроника. В общем, новоиспеченный автоспециалист рассказал, что группа конструкторов СКБ «Автоваза» готова переехать в Минск для разработки национальной легковушки, и пообещал, что в ноябре того же 94-го завершится конкурс проектов, через три года выпустят первые образцы, через пять лет начнется серийный выпуск, а через десять конвейер заработает на полную мощность. Климовской машины никто так и не увидел.

Не менее смелый прожект появился в июле того же года. Представители «Восточной академии» и «Центра по техническому консультированию и конверсии имени Штайнбайса» из Германии приехали с визитом в Минск, вдохновились инвестиционным климатом и заявили, что в Минске хоть сейчас можно начать выпуск электромобилей на солнечных батареях. Директор «Восточной академии» Армин Рупалла рисовал перспективы, достойные Нью-Васюков:

— Для осуществления данного проекта в республике есть все необходимое. На базе одного из автозаводов можно реально наладить сборку солнечных авто. Оптическое оборудование на добротном европейском уровне выполнят рабочие Белорусского оптико-механического объединения. С производством электронной части успешно справится объединение «Интеграл». Дефицит с аккумуляторными батареями способно разрешить производственное объединение «БелВАР». Хватит в республике для этой затеи и квалифицированных специалистов.

Пока прожектеры обещали привести нас к светлому автомобильному будущему, тем же летом другие компании начали собирать машины не на словах, а на деле. В июне при помощи компании «Белинтурист» на мощностях завода «БелАЗ» начали собирать грузовички польской марки Lublin. В новостях отмечалось, что польское в «Люблин-БелАЗе» — только двигатели, все остальное поставляют белорусские предприятия.

Автомобили собирали до сентября 1999 года. Среди выпускаемых моделей называют грузовички и фургоны «Люблин-БелАЗ-3352/3353/3355/3372» и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ-3201/3314». В следующий раз «Люблины» снова прописались в Беларуси пять лет спустя: в 2004-м их недолго собирали на бывшем «фордовском» заводе в Обчаке, но уже на фирме «Юнисон».

А в ноябре 94-го автомобили начали собирать в Гродно — на заводе карданных валов (сейчас — ОАО «Белкард»). В те тяжелые времена предприятия старались выжить, как могли, и нередко брались за непрофильные затеи. На Минском авиаремонтном заводе, например, выпускали стиральные машины и микроволновки. Здесь же взялись собирать микролитражки «Ока». Пока это была в чистом виде «отверточная» сборка, но в будущем рассчитывали локализовать часть узлов и через несколько лет выпускать по десять тысяч машин в год. Сегодня упоминания о том, что в Гродно когда-то собирали «Оку», найти очень сложно. Ясно одно: ни о каких десятках тысяч и речи быть не могло. Мы даже не знаем, удалось ли завершить опытную партию из десяти штук.

1996−1997: «Шкоде» нашкодили, «Форд» промчался транзитом

В 1995 году на базе 124-го авторемонтного завода и регионального спецавтоцентра «Беларусь-Таврия» создали ЗАО «Таврия-Минск» для выпуска автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» с ручным управлением для инвалидов. Ключи от первой машины вручал Александр Лукашенко. В 1996 году собрали 300 машин, в следующем — 350. На будущие годы собирались увеличить план до 550 автомобилей в год, но такие показатели не обеспечивали рентабельности, и производство закрыли.

Фирма «Пуше», которая в середине девяностых была импортером бытовой электроники и автомобилей, заодно являлась дилером компании Škoda. В 1996-м на фирме решили наладить производство легковушек Škoda Felicia и Škoda Felicia Combi на базе Дзержинского завода «Агромаш». Некоторые источники пишут, что на заводе уже выполнили монтаж оборудования и вот-вот были готовы начать штамповать по десять тысяч «Шкод» в год. Но внезапно бизнес свернули и ни одного автомобиля не выпустили. Поговаривают, что причиной такого поспешного ухода с рынка стало очередное изменение системы налогообложения. Любопытно, что и сегодня еще некоторые интернет-справочники компаний пишут про завод «Агромаш» (который давно уже сменил название на «Амкодор-Дзержинск») следующее: «Продукция — сборка автомобилей „Фелиция-Шкода“. Производство автомобилей».

18 июля 1996 года состоялась официальная церемония начала строительства завода «Форд Юнион». В июне 97-го завод выпустил первые партии микроавтобусов Ford Transit, а в июле — легковушки Ford Escort. Александр Лукашенко проехал на белорусской новинке.

В год собирались выпускать по шесть тысяч машин, но к концу 97-го освоили лишь несколько сотен, в 98-м — 1840, в 99-м — 440 штук. Всего за три года выпустили 3660 автомобилей. Изменение налогового законодательства сделало сборку автомобилей в Беларуси невыгодным, и в 2000 году предприятие продали английской фирме J&W Sanderson, которая учредила СП «Юнисон». Англичане обещали сохранить производство машин и наладить выпуск автозапчастей, но вместо этого начали отливать зубные щетки.

Дальнейшую историю производства автомобилей в Беларуси AUTO.TUT.BY рассказывал раньше — сейчас остановимся лишь на нескольких малоизвестных проектах.

2001−2002: снова «Шкода» и шахматный «Мишка»

Летом 2001 года снова появились разговоры о том, что на заводе «Юнисон» начнут собирать Škoda Fabia и Škoda Octavia. Представители завода обещали выпускать по 6 тысяч машин в год и поставлять большую их часть на экспорт. Дальше разговоров дело не зашло.

А вот другой проект чуть было не дошел до реализации. В 1997 году российская компания «АСМ-холдинг» разработала микролитражку под названием «Мишка» — нечто вроде «Оки», даже со схожим дизайном. В 2002 году директор холдинга Михаил Волосов заявил, что они продали лицензию на производство «Мишки» Белорусскому автомобильному заводу. В этом же году завод должен был собрать опытную партию, в 2003-м — промышленную, а дальше уже выйти на уровень 10 тысяч машин в год. По неподтвержденным слухам, несколько микролитражек на БелАЗе собрали. Но никакого развития проект не получил. В том же 2003-м в России организовали новую фирму «Мишка-Тула-Москва», одним из акционеров которой стал шахматный чемпион Анатолий Карпов, и еще почти десять лет фирма пыталась начать серийный выпуск машин. Около полусотни опытных экземпляров все же построили.

Снимок журнала «За рулем»
Снимок журнала «За рулем»

2010−2014: ё-Васюки и испанско-китайский МАЗ

В декабре 2010-го МАЗ презентовал две модели микроавтобуса: МАЗ-181010 и МАЗ-182010. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Алексей Тутубалин заявил, что за основу взята одна из моделей, которая выпускается в Испании. И уже в следующем году завод на своем филиале «Могилевтрансмаш» собирается изготовить 200 микроавтобусов, а потом довести это число до полутора тысяч, причем с 30-процентной локализацией. Но блогеры очень быстро раскусили, что за основу взята никакая не испанская модель, а самая настоящая китайская: King Long Hiase, которая является клоном модели Toyota HiAce четвертого поколения разработки конца восьмидесятых. Заодно выяснилось, что оба микроавтобуса — длинный и короткий — приехали прямиком из Китая, и вроде бы там же на них и логотип МАЗа прикрепили. От автожурналистов микроавтобусы получили хлесткое прозвище «Мазель».

К 2012 году от короткой модели — МАЗ-182010 — отказались, а ее индекс присвоили длиннобазной машине, да впридачу дали ей собственное имя «Ника». И производство действительно началось в Могилеве. Несколько лет спустя главный конструктор пассажирской техники завода Юрий Сырокваш рассказал нам, что проект закрыли из-за нерентабельности после выпуска 14 единиц микроавтобусов. Одну из этих машин можно встретить в виде скорой помощи на МАЗе, другая тоже используется на заводе — в качестве административного «буса». Нет-нет да и встретишь «Мазель» на улице.

Снимок автора
Снимок автора

В 2010 году российский миллионер Михаил Прохоров начал амбициозный проект по созданию очередного народного автомобиля под маркой «Ё». Авторы обещали уникальный роторно-лопастной двигатель, гибридные технологии, низкую цену, участие в ралли «Дакар» и прочие маловыполнимые затеи. Весной 2011 года Леонид Заико — известный экономист, член общественно-консультативного совета при Администрации Президента Республики Беларусь — заявил, что в Беларуси надо бы построить три завода по производству «Ё-мобилей»: в Гомеле, Барановичах и где-нибудь еще. И чтоб каждый завод выпускал по десять тысяч машин в год.

Чем закончилась эпопея, мы знаем: ни один завод ни в Беларуси, ни в России не построили, а Михаил Прохоров подарил проект «Ё-мобиля» государству из любви к родине. Тем не менее в 2014 году компания «Ё-инжиниринг» на своей базе в Шабанах все же собрала четыре электромобиля ё-Crossback EV, один из которых Прохоров затем подарил Владимиру Жириновскому.

Фото: rusautomobile.ru
Фото: rusautomobile.ru

Белорусский автомобиль: хронология

Мы попытались собрать сведения обо всех легковушках и грузовичках/микроавтобусах, которые собирали в независимой Беларуси. Если у вас есть дополнительные сведения — делитесь в комментариях. Заодно отметим, что с 2007 года лидский опытный завод «Неман» (сейчас — филиал МЗКТ) развивает производство малых автобусов на базе итальянских и китайских шасси. Впрочем, эти модели по размеру и вместимости ощутимо больше, чем обычные «микрики», так что тут мы их не учитываем.

1993: гоночные машины «Формула-Юниор» и «Формула-3» («JAK — автомобильные технологии», завод «Белбыт», Минск)

1994−1999: развозные грузовики и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ» (завод БелАЗ, Жодино)

1994: КамАЗ-1111 «Ока», штучные экземпляры (Завод карданных валов, Гродно)

1996−1997: ЗАЗ-1102 «Таврия» («Таврия-Минск», 124-й ремонтный завод, Минск)

1997−2000: Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit («Форд Юнион», поселок Обчак)

2004: фургоны Lublin-3 («Юнисон», поселок Обчак)

2006−2013: Samand («Юнисон», поселок Обчак)

2009: микроавтобусы «Юнилайн» на базе Ford Transit и автомобили скорой помощи «Юнимед»/«Юникс» на базе «Газели» и Renault Master («Юнисон», поселок Обчак)

2011−2013: Samand Soren («Юнисон», поселок Обчак)

2011: Chery Riich X1, штучные экземпляры; развозные грузовики «Юником» на базе KIA 2500 °F («Юнисон», поселок Обчак)

2012: микроавтобусы МАЗ-182010 «Ника», штучные экземпляры (МАЗ, филиал «Могилевтрансмаш», Могилев)

2012: Zotye Z300 («Юнисон», поселок Обчак)

2013: Geely SC-7 («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014: Geely Emgrand X7, Geely LC-Cross («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014: Opel Corsa, штучные экземпляры («Юнисон», поселок Обчак)

2014: ё-Crossback EV, штучные экземпляры («Ё-инжиниринг», Минск)

2015: Opel Mokka, Peugeot 508, Peugeot 301, Peugeot 3008, Peugeot Partner Tepee, Citroen C-Еlysee, Citroen Berlingo, Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade («Юнисон», поселок Обчак)

Комментарии с форума

  • Поезд на Юму 28 февраля 2016 в 08:44 из Беларуси

    oleg2908 (28.02.2016 08:29) писал(a):
    причиной такого поспешного ухода с рынка стало очередное изменение системы налогообложения. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/485833.html а мог бы быть до сих пор и форд и шкода...
    Среди названного ничего достойного ТУТ не было, да и не нужно это в Беларуси. С грузовыми бы разобраться.

  • Поезд на Юму 28 февраля 2016 в 08:52 из Беларуси

    алешкевич_александр (28.02.2016 08:46) писал(a):
    А где тут Белорусское? Белаз ито наследие СССР. Хоть что-то свое можете сделать, кроме придумывания налогов?
    Дык у беларусау толькi адзiн рэсурс застаецца. Поэтому танчики можем. Этого достаточно, чтобы заработать миллиард, другой

  • Пнеорус_Михай 28 февраля 2016 в 09:06 из США

    "Климовской машины никто так и не увидел" Неудивительно, тогда все бизнесмены были такого уровня.

  • Пнеорус_Михай 28 февраля 2016 в 09:06 из США

    алешкевич_александр (28.02.2016 08:46) писал(a):
    А где тут Белорусское? Белаз ито наследие СССР. Хоть что-то свое можете сделать, кроме придумывания налогов?
    Приклей к BMW вышиванку - станет белорусским.

  • Пнеорус_Михай 28 февраля 2016 в 09:11 из США

    "Фирма «Пуше»" Которая без затей писалась Pushe (англ. "пУши"), вот так всё просто по-селянски было в те годы.

  • Пнеорус_Михай 28 февраля 2016 в 09:13 из США

    "Дальше разговоров дело не зашло" Я ж говорю, место проклятое (с).

  • Сенн 28 февраля 2016 в 09:24 из Норвегии

    oleg2908 (28.02.2016 08:29) писал(a):
    причиной такого поспешного ухода с рынка стало очередное изменение системы налогообложения. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/485833.html а мог бы быть до сих пор и форд и шкода...
    Не могло. Даже без налогообложения. Отсутствие рынка сбыта, способного переварить рентабельные объемы производства.

  • саша_галкин 28 февраля 2016 в 09:42 из Беларуси

    Статья - одна болтовня, несусветная чушь. Вот основные черты народного автомобили - легковой, 4-местный - недорогой - массовое производство, т.е. конвейер - большинство деталей отечественного, а не импортного производства. Эти мелкосерийники, опытные, грузовые и гоночные, экспериментальные и отверточные - ни один не подходит под определение народного.

  • Дмитрий_Шерко_talks53 28 февраля 2016 в 10:12 из Беларуси

    Наши всегда пытаются изобретать велосипед и конкурировать с грандами вместо того, чтобы смотреть в будущее. Зачем гоняться за ширпотребом 20-летней давности? Есть множество перспективных технологий, которые сейчас активно обкатывают на "западе", например, электромобили, беспилотные авто. А ведь это не сложнее, чем сделать игру с изменением лица на видео.

  • lislisovich 28 февраля 2016 в 10:41 из Беларуси

    Ничего толком довести до ума не могут!

  • алешкевич_александр 28 февраля 2016 в 10:55 из Беларуси

    По принципу хачу и усе ничего не получится

  • rus22 28 февраля 2016 в 10:58 из Европы

    glebas из элементарного, не совсем конечно к авто относится, но к той логике чтг вы пишете точно землю нормальную людям раздать, исключить спекуляцию, пгставить жесткие требования, да они и так уже нормальные, тоже движуха пойдет и в стройматериалах и в налогах и в мебели для новгстроек в конце концов, да даже в бензине, блин ан нет, ни так ни сяк

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 11:03 из Беларуси

    Что-то все проекты народного авто у нас провалились с треском. А все потому, что при их создании совершенно не учитывались пожелания потенциальных покупателей. Упор наверно сделали лишь на возможности распила. Как тут не помянуть добрым словом тех, кто стоял во главе проектов Жука или Мини!

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:04 из Беларуси

    алешкевич_александр (28.02.2016 08:46) писал(a):
    А где тут Белорусское? Белаз ито наследие СССР. Хоть что-то свое можете сделать, кроме придумывания налогов?
    Цены менять(поднимать) и с тарифами лукавить.

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 11:08 из Беларуси

    А ведь можно был купить линию по сборке любой японки начала 90-х и клепать Карину в универсале или Лансер-4 - до сих пор были бы бестселлером на всем постсоветском! А если еще производство комплектующих разместить в Китае а здесь лишь собирать...

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 11:12 из Беларуси

    Ё-мобиль был интереснейшим проектом. На бумаге. Но уже сразу по бездарной идее делать автос с нуля было видно, что доводить до реализации никто его не собирается.

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:19 из Беларуси

    Люди_В Курсе (28.02.2016 11:12) писал(a):
    Ё-мобиль был интереснейшим проектом. На бумаге. Но уже сразу по бездарной идее делать автос с нуля было видно, что доводить до реализации никто его не собирается.
    А Вы можете привести пример хотя бы одной не бездарной идеи вообще в машиностроении, внедренной в последние 20 лет в РБ?

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 11:25 из Беларуси

    fil4 (28.02.2016 11:19) писал(a):
    А Вы можете привести пример хотя бы одной не бездарной идеи вообще в машиностроении, внедренной в последние 20 лет в РБ?
    Откуда ж им взяться при существующей кадровой политике? Да и вообще системе. И не только в машиностроении. Кто назовет хоть одну нормальную затею в любой сфере нашей жизни за тот же срок?

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:27 из Беларуси

    Люди_В Курсе (28.02.2016 11:08) писал(a):
    А ведь можно был купить линию по сборке любой японки начала 90-х и клепать Карину в универсале или Лансер-4 - до сих пор были бы бестселлером на всем постсоветском! А если еще производство комплектующих разместить в Китае а здесь лишь собирать...
    Вы случаем не из аппарата совмина?

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:36 из Беларуси

    Люди_В Курсе (28.02.2016 11:03) писал(a):
    Что-то все проекты народного авто у нас провалились с треском. А все потому, что при их создании совершенно не учитывались пожелания потенциальных покупателей. Упор наверно сделали лишь на возможности распила. Как тут не помянуть добрым словом тех, кто стоял во главе проектов Жука или Мини!
    Во главе тех, кто стоял во главе проектов Жука или Мини стояли соответствующие люди. По другому что бы они смогли?

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:38 из Беларуси

    Санек_Антикоррупционный (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусы на действующих мощностях грузовики и трактора нормальные сделать не могут,а здесь на авто замахнулисьхотя пикап полно приводной дешевый спросом у сельчан да и не только пользовался
    Потому мудрейшее руководство и не позволяет замахиваться. Эдак сегодня позволим замахнуться на новый авто, завтра где вы замахиваться пожелаете, и главное на что?

  • 0berkorn 28 февраля 2016 в 11:42 из Беларуси

    Сплошной авантюризм со стороны одних и мошенничество со стороны государства.

  • fil4 28 февраля 2016 в 11:47 из Беларуси

    id203937284 (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусский автомобиль это утопия.Дешевле импортных образцов он не будет.А качество оставлю без коментариев. Зачем Белоруссии изобретать велосипед и впустую тратить деньги,которых и так "не густо".К тому же думаю ой не много найдётся белорусов,которые смогут себе позволить купить новый ав-ль,а кто может,тот купит проверенной временем марки(импортный).
    По вашему на что вообще годен белорус? Жить в агрогородке и свиней выращивать по западным технологиям? Пол Бэран (при рождении - Пе́йсах Бара́н;[1] 1926-2011) - американский инженер и изобретатель в области информатики, один из создателей Интернета.Родился в городе Гродно на территории Польши (ныне Беларусь), третьим ребёнком в еврейской семье. Кое на что и белорусский баран сгодится.

  • adamLVM 28 февраля 2016 в 12:37 из Беларуси

    Граф Моргенштерн (28.02.2016 10:51) писал(a):
    Обидно, когда такое читаешь. 25 лет прошло с момента кончины "Великого и Могучего", были прекрасные стартовые возможности. Но... жадность, некомпетентность, да и просто ... тупость - побеждают регулярно. Правильно понимает вопрос Дмитрий_Шерко_talks53. Мы всегда пытаемся догонять давно ушедший поезд....
    Не надо догонять ушедший поезд ! Это ГЛУПО . У нас есть свой ЭКСПРЕСС, вот только Машиниста надо умного найти...

  • саша_галкин 28 февраля 2016 в 12:46 из Беларуси

    fil4 (28.02.2016 11:47) писал(a):
    По вашему на что вообще годен белорус? Жить в агрогородке и свиней выращивать по западным технологиям? Пол Бэран (при рождении - Пе́йсах Бара́н;[1] 1926-2011) - американский инженер и изобретатель в области информатики, один из создателей Интернета.Родился в городе Гродно на территории Польши (ныне Беларусь), третьим ребёнком в еврейской семье. Кое на что и белорусский баран сгодится.
    Здесь много притянуто за уши. Его родители были из местечка Сидра Соколковского(современная Польша), он родился в Гродно, который тогда входил в состав Польши, в 1928(когда ему было 2 года) вся семья эмигрировала в сша, так что притяжения к Беларуси не видно вообще. Потом один из создателей Интернета - это очень громко сказано. Он просто был одним из изобретателей предложивших пакетную передачу данных, признанным автором которой считается американец Клейнрок. Бэрон и англичанин Дэвис только оспаривали приоритет Клейнрока. Как то так, увы.

  • muzzy1974 28 февраля 2016 в 12:50 из Беларуси

    А что мешает пригласить немцев. Пусть откроют завод, а белорусы будут собирать Мерседес. Продажи пусть идут по всему миру. Вместо китайского абы-чего.

  • id84313454 28 февраля 2016 в 13:13 из Беларуси

    muzzy1974 (28.02.2016 12:50) писал(a):
    А что мешает пригласить немцев. Пусть откроют завод, а белорусы будут собирать Мерседес. Продажи пусть идут по всему миру. Вместо китайского абы-чего.
    Ни "что", а "кто".

  • glebas 28 февраля 2016 в 13:27 из Беларуси

    rus22 (28.02.2016 10:58) писал(a):
    glebas из элементарного, не совсем конечно к авто относится, но к той логике чтг вы пишете точно землю нормальную людям раздать, исключить спекуляцию, пгставить жесткие требования, да они и так уже нормальные, тоже движуха пойдет и в стройматериалах и в налогах и в мебели для новгстроек в конце концов, да даже в бензине, блин ан нет, ни так ни сяк
    А я и не писал, что у нас это будет работать. Но сделать можно? МОЖНО!!! При этом абсолютно, НУ СОВЕРШЕННО ничего не теряя. Даже оставить всё, как есть, просто добавив возможность. Но нет, у нас не могут не хапать. Прицепят какой-нибудь подшефный колхоз, заставят купить старый завод со всеми долгами и инженерами-бездарями , и ещё, и ещё, и ещё... Именно поэтому надежд на Беларусь у меня больше нет. Ибо нормально жить в ближайшие 50 лет здесь не будут (дело построения социально-рыночного экономического чуда есть кому продолжить). Я умру раньше.

  • g-ray 28 февраля 2016 в 13:37 из Норвегии

    ВинниПых (28.02.2016 10:25) писал(a):
    Статья отображает действительное положение дел в стране и экономике... Ничего мы не умеем, нет ни кадров, ни технологий, ни финансов... Когда нация осознает это, то возможно, и начнётся новый отсчёт...
    Дело не в этом, основная проблема - это ориентация на внешние рынки( что характеризует банановую республику). В первую очередь продукцию нужно делать для внутреннего рынка, для себя, а излишки уже можно и на экспорт - если будет хорошей, сами приедут и купят. Внутренний рынок можно защитить пошлинами, налогами, а внешний - чистая конкуренция с мировыми гигантами, где мы однозначно проигрываем с советской продукцией.

  • demo9988 28 февраля 2016 в 14:09 из Беларуси

    Санек_Антикоррупционный (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусы на действующих мощностях грузовики и трактора нормальные сделать не могут,а здесь на авто замахнулисьхотя пикап полно приводной дешевый спросом у сельчан да и не только пользовался
    Вы за десятки лет и многомиллиардные вливания,на действующих мощностях всяких ВАЗов,Москвичейи т.д , до сих пор ничего толкового не сделали.

  • ролтон_ролтон 28 февраля 2016 в 14:49 из Беларуси

    Мда пациент скорее мертв чем жив.

  • SLS_AMG86 28 февраля 2016 в 14:54 из Чехии

    Санек_Антикоррупционный (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусы на действующих мощностях грузовики и трактора нормальные сделать не могут,а здесь на авто замахнулисьхотя пикап полно приводной дешевый спросом у сельчан да и не только пользовался
    Ну да, трактора и грузовики нормальные мы сделать не можем, увы так и есть.Но прежде чем писать про белорусов вы с себя начните. А именно с того какие классные авто производит ВАЗ. И это учитывая тот факт, сколько денег в него в бухали!

  • tawlaya 28 февраля 2016 в 15:02 из Беларуси

    Для того что бы в стране развить производство и промышленность в президенты надо было выбирать вот этого человека технически грамотного а не историка каторий воздвиг себе нерукотворный памятник как ледовые дворцы 1959 - младший научный сотрудник Института физики АН БССР 1960-1961 - старший инженер СКБ Минского радиозавода. Во время работы на радиозаводе Шушкевич являлся куратором работавшего там тогда же будущего убийцы Кеннеди Ли Харви Освальда, обучал его русскому языку[2][3]. 1961-1967 - старший инженер, главный инженер, заведующий сектором лаборатории Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина 1967-1969 - проректор по научной работе Минского радиотехнического института 1969-1986 - доцент, профессор, заведующий кафедрой ядерной физики Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина 1986-1990 - проректор Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина Неоднократно приглашался читать лекции в зарубежных университетах.

  • Василий Шведов 28 февраля 2016 в 16:31 из Беларуси

    только общественный транспорт! нет личным авто! "Автомобиль как признак неполноценности" - http://streithahn.livejournal.com/102138.html

  • andrey_gal 28 февраля 2016 в 16:39 из Беларуси

    во какая автомобильная держава , одни названия марок на целый лист))

  • Поезд на Юму 28 февраля 2016 в 16:46 из Беларуси

    g-ray (28.02.2016 13:37) писал(a):
    Дело не в этом, основная проблема - это ориентация на внешние рынки( что характеризует банановую республику). В первую очередь продукцию нужно делать для внутреннего рынка, для себя, а излишки уже можно и на экспорт - если будет хорошей, сами приедут и купят. Внутренний рынок можно защитить пошлинами, налогами, а внешний - чистая конкуренция с мировыми гигантами, где мы однозначно проигрываем с советской продукцией.
    А у нас говорят, что никто не знает, как решить все проблемы в экономике. На самом деле все не так уж и плохо для тех условий, в которых мы живем, но могло бы быть немного лучше, это верно.

  • victor947 28 февраля 2016 в 16:52 из Канады

    Сплошные прожекты. Для выпуска автомашин надо вначале понять для чего и для кого их делать. Это же не кустарно собранный в гараже авто из уворованных деталей, для выпуска машин требуется задействование многих предприятий и конструкторов. Ведь машина это не только 4 колеса, но ещё и дизайн, электроника, механика, аэронавтика, а главное рынок сбыта. Рынок нашей страны это несколько сот машин в год, да и то надо ещё убедить что они лучше и дешевле зарубежных, а этого не хватит для рентабельности. К тому же мировой автопром ушёл вперёд так далеко, что нам их не догнать, значит надо действовать на опережение. А для этого нужны научные кадры а не куча диссертаций. Остаётся отвёрточное производство, при чём способное собирать десятки тысяч в год новейших моделей, но если выпускать что попало то, придётся указами продвигать на нашем рынке. Будущее за электромобилями, но это не для нашей страны с ограниченными и дорогими энергоресурсами. К тому же продажа бензина приносит солидный доход стране. Пока мы построим заводы то в мире массово начнут делать авто без водителя. Мы упустили свой

  • ivan_m_s 28 февраля 2016 в 17:50 из Беларуси

    Василий_Карпович (28.02.2016 08:08) писал(a):
    "..оказался не рентабельным.."
    читайте статью, там где форд транзит, черным по- белому:изменение налогового законодательства с делало производство не выгодным...." все так сказать во благо

  • Сергей_Бандерикас 28 февраля 2016 в 17:57 из Беларуси

    лет через десять закроются все заводы машиностроения Белоруси , а с учетом "средней зарплаты" - на китайском авто будут только чиновники кататься.

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 18:13 из Беларуси

    саша_галкин (28.02.2016 09:42) писал(a):
    Вот основные черты народного автомобили - легковой, 4-местный - недорогой - массовое производство, т.е. конвейер - большинство деталей отечественного, а не импортного производства.
    Если большинство комплектующих будут белорусские, боюсь, автос станет чем-то вроде амкодоровской мясорубки - и уж народным ему точно не быть((

  • g-ray 28 февраля 2016 в 18:23 из Норвегии

    victor947 (28.02.2016 16:52) писал(a):
    Сплошные прожекты. Для выпуска автомашин надо вначале понять для чего и для кого их делать. Это же не кустарно собранный в гараже авто из уворованных деталей, для выпуска машин требуется задействование многих предприятий и конструкторов. Ведь машина это не только 4 колеса, но ещё и дизайн, электроника, механика, аэронавтика, а главное рынок сбыта. Рынок нашей страны это несколько сот машин в год, да и то надо ещё убедить что они лучше и дешевле зарубежных, а этого не хватит для рентабельности. К тому же мировой автопром ушёл вперёд так далеко, что нам их не догнать, значит надо действовать на опережение. А для этого нужны научные кадры а не куча диссертаций. Остаётся отвёрточное производство, при чём способное собирать десятки тысяч в год новейших моделей, но если выпускать что попало то, придётся указами продвигать на нашем рынке. Будущее за электромобилями, но это не для нашей страны с ограниченными и дорогими энергоресурсами. К тому же продажа бензина приносит солидный доход стране. Пока мы построим заводы то в мире массово начнут делать авто без водителя. Мы упустили свой... Читать дальше...
    Для того, что бы делать что-то стоящее нужно не за планом гнаться, а за прибылью, за продажами. Что бы белорусы покупали свое, нужно поменять психологию - не за понтами гнаться, а за целесообразностью. Другими словами - нереально.

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 18:33 из Беларуси

    Василий Шведов (28.02.2016 16:31) писал(a):
    только общественный транспорт! нет личным авто! "Автомобиль как признак неполноценности" - http://streithahn.livejournal.com/102138.html
    Зачётная статейка. И его, похоже, достали водятлы, вечно дымящие под окнами.

  • erm_777 28 февраля 2016 в 18:44 из Беларуси

    oleg2908 (28.02.2016 08:29) писал(a):
    причиной такого поспешного ухода с рынка стало очередное изменение системы налогообложения. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/485833.html а мог бы быть до сих пор и форд и шкода...
    ... а пока ни налогов, ни машин

  • kimp07 28 февраля 2016 в 19:42 из Беларуси

    мой совет отечественным автопромовцам. прежде чем затевать всякого рода кампании "народное авто", сходите в ГАИ (только не столичное, а районное. ну или, на худой конец, хотя бы по областным центрам прошвырнитесь) и попросите статистику по купле/продаже модель/год выпуска. потом откройте у себя на компе ту же автомалиновку и прозондируйте ценники. вот и получите те границы, за которыми заканчивается понятие "народный автомобиль". подсказка для самых ленивых: дороже 5-ти килобаксов автомобиль в нынешней Беларуси никогда народным не станет.

  • Люди_В Курсе 28 февраля 2016 в 21:16 из Беларуси

    kimp07 (28.02.2016 19:42) писал(a):
    мой совет отечественным автопромовцам. прежде чем затевать всякого рода кампании "народное авто", сходите в ГАИ (только не столичное, а районное. ну или, на худой конец, хотя бы по областным центрам прошвырнитесь) и попросите статистику по купле/продаже модель/год выпуска. потом откройте у себя на компе ту же автомалиновку и прозондируйте ценники. вот и получите те границы, за которыми заканчивается понятие "народный автомобиль". подсказка для самых ленивых: дороже 5-ти килобаксов автомобиль в нынешней Беларуси никогда народным не станет.
    ЗА 5К у нас тока Оку соберут. Или Мишку))

  • 4Sage_4Sage 28 февраля 2016 в 22:15 из Беларуси

    id203937284 (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусский автомобиль это утопия.Дешевле импортных образцов он не будет.А качество оставлю без коментариев. Зачем Белоруссии изобретать велосипед и впустую тратить деньги,которых и так "не густо".К тому же думаю ой не много найдётся белорусов,которые смогут себе позволить купить новый ав-ль,а кто может,тот купит проверенной временем марки(импортный).
    Ну не скажите. Вот Тесла взяла и рванула. Завод в РБ мог бы нехило ломануть по европе и россии элекромобилями. НО ключевое в стране - изменение налогооблажения в 1996 году и тупое СКД: сборка из крупных узлов, купленных за доллары. Даже корейцы начинали из кадета нексию лепить, а сейчас далеко ушли, особенно в россии. НО в нынешних условиях утопия - это точно: даже лейбу свою ровно не приделают...

  • 4Sage_4Sage 28 февраля 2016 в 22:29 из Беларуси

    Люди_В Курсе (28.02.2016 11:12) писал(a):
    Ё-мобиль был интереснейшим проектом. На бумаге. Но уже сразу по бездарной идее делать автос с нуля было видно, что доводить до реализации никто его не собирается.
    Чем был интересным: чудо-юдо силовой установкой, кот. не было в реалии и на кот. не было долговременных эксплуатационных тестов? Сама концепция провальна, как дизайн. Прохоров повыпендривался и как Фоменко с Маруссей ушёл в нибытие. Тут опыт нужен: вот Рено из Калины Датсун ми-До сделало, подправив мордашку и по мелочи и теперь занимается каннибализмом автоВАЗА, как и из Гранты ОН-До для тех же целей.

  • Василий_Алибабаевич_talks56 28 февраля 2016 в 22:40 из Беларуси

    Это будет тоже самое что изобретать велосипед, а собрав, догонять на нем ушедший 20 лет назад поезд!

  • ZmicerRB 29 февраля 2016 в 04:11 из России

    Санек_Антикоррупционный (28.02.2016 08:15) писал(a):
    Белорусы на действующих мощностях грузовики и трактора нормальные сделать не могут,а здесь на авто замахнулисьхотя пикап полно приводной дешевый спросом у сельчан да и не только пользовался
    Добра, што расейцы могуць. Пакуль автоваз не прадалі французам, кляпалі знятыя 100 гадоу назад з вытворчасці фиаты.

  • Lizvin20v 29 февраля 2016 в 08:19 из Беларуси

    возьмите любые 25лет совка и сравните с 25 годами последними-какие заводы были построены тогда и сейчас и какие закрыты и вам захочется прослезиться.

  • rewre 29 февраля 2016 в 09:06 из Беларуси

    а давайте ваз 2101 начнем собирать - интересно сколько стоить будет - тыс 10 $, не меньше.

  • dziima 29 февраля 2016 в 09:22 из Европы

    glebas (28.02.2016 10:39) писал(a):
    Не утопия. При правильно встроенной экономической модели производить машины (да и не только машины) будет выгодно. К примеру: дать возможность любому концерну производить сборку машин за минимальный процент. Привозишь запчасти - собрал - готовую машину вывезли. За это рабочие получают зарплату, а государство получает, скажем, ФСЗН, пенсионный и 1% от себестоимости машины. При этом БелЖД получает свои комиссионные, БелТол - свои, и создаются рабочие места. Если концерн хочет продать на внутреннем рынке - то пожалуйста, но на общих условиях, с взыманием всех платежей. ИТОГО: через 10-15 лет мы получим просто огромные производственные мощности, станем крупнейшим сборочным цехом Европы, обучим специалистов и рабочих, получим технологии, которые сейчас не можем купить, практически даром. И для этого нужно всего ничего: пересилить себя, и перестать быть хапугами. Что вы воруете с убытков -- воруйте с прибылей. (с)
    Идиотизм! Производство автомобиля это достаточно сложный технологический процесс. Машины обычно собирают поближе к тому месту, где думают их продавать. А во вторых, не факт, что автомобиль такой сборки будет признан, скажем во Франции изделием местного производства.

  • dziima 29 февраля 2016 в 09:24 из Европы

    rewre (29.02.2016 09:06) писал(a):
    а давайте ваз 2101 начнем собирать - интересно сколько стоить будет - тыс 10 $, не меньше.
    Ну если из готовых деталей, включая готовый кузов, то может и так.

  • dziima 29 февраля 2016 в 09:37 из Европы

    victor947 (28.02.2016 16:52) писал(a):
    Сплошные прожекты. Для выпуска автомашин надо вначале понять для чего и для кого их делать. Это же не кустарно собранный в гараже авто из уворованных деталей, для выпуска машин требуется задействование многих предприятий и конструкторов. Ведь машина это не только 4 колеса, но ещё и дизайн, электроника, механика, аэронавтика, а главное рынок сбыта. Рынок нашей страны это несколько сот машин в год, да и то надо ещё убедить что они лучше и дешевле зарубежных, а этого не хватит для рентабельности. К тому же мировой автопром ушёл вперёд так далеко, что нам их не догнать, значит надо действовать на опережение. А для этого нужны научные кадры а не куча диссертаций. Остаётся отвёрточное производство, при чём способное собирать десятки тысяч в год новейших моделей, но если выпускать что попало то, придётся указами продвигать на нашем рынке. Будущее за электромобилями, но это не для нашей страны с ограниченными и дорогими энергоресурсами. К тому же продажа бензина приносит солидный доход стране. Пока мы построим заводы то в мире массово начнут делать авто без водителя. Мы упустили свой... Читать дальше...
    Тут вопрос в первую очередь : иметь или нет иметь. Хотим на машинах ездить? Если хотим, то надо строить свои, полной локализации. Если нам этого не надо, то и автомобили не нужны. Автомобиль это большой потребитель валюты, которой у нас мало. А автомобилей надо 100 тысяч штук в год. Если поддерживать уровень автомобилизации на сегодняшнем уровне. 100 тысяч новых машин, это миллиард, плюс ещё миллиард на запчасти к имеющимся. Вариантов нет. Хотим ездить, значит нужно производить. Не хотим производить, значит надо сворачивать автомобилизацию большими налогами. В Дании 100% налог на приобретенный автомобиль.

  • drago7 29 февраля 2016 в 10:44 из Беларуси

    Вообще мне нравится настроения в том числе и президента там где мы отстали лучше не догонять... Я даже предложу остановиться и помахать всем рукой

  • Дмитрий_Фёдоров 29 февраля 2016 в 11:42 из Беларуси

    В статье почему-то забыли про сборку немецких автобусов Neoplan. Нааерное, их начали собирать на МАЗе в конце 1980ых, а в начале 1990ых немцы почему-то ушли. Зато тогда повился городской автобус МАЗ внешне очень похожий на Neoplan, но только с сиденьями от старого Икаруса и с моторами от МТЗ. Про MAN вообще ничего нет. Хотя сборка MAN-ов - это наверное самый успешный проект.

  • antonwhitefox 29 февраля 2016 в 12:56 из Беларуси

    Напомнило Marussia. Вот там прожект был, не то что мазель ваша

  • AlexDigger 29 февраля 2016 в 19:42 из Беларуси

    Дмитрий_Фёдоров (29.02.2016 11:42) писал(a):
    В статье почему-то забыли про сборку немецких автобусов Neoplan. Нааерное, их начали собирать на МАЗе в конце 1980ых, а в начале 1990ых немцы почему-то ушли. Зато тогда повился городской автобус МАЗ внешне очень похожий на Neoplan, но только с сиденьями от старого Икаруса и с моторами от МТЗ. Про MAN вообще ничего нет. Хотя сборка MAN-ов - это наверное самый успешный проект.
    Дмитрий, про автобусы мы не забыли - мы их сознательно не рассматривали тут. Статья про легковушки и легкие грузовички/микроавтобусы. Что до Неоплана, то лицензию на него купили в 1992, а первый автобус выпустили в феврале-марте 1993 года. С уважением, автор

  • AlexDigger 1 марта 2016 в 15:46 из Беларуси

    uladzimirsadouski (01.03.2016 10:23) писал(a):
    Малайчына Алекс
    И ты неплохо постарался