• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


В начале 2014 года белорусы купили в России подержанные иномарки. Уплатили необходимые сборы, поставили авто на учет и спокойно ездили. Через несколько месяцев выяснилось: документы оформили неправильно, мужчины должны доплатить утильсбор, а еще «попали» на штраф и пеню. Всего — больше 60 миллионов на каждого. Автомобилисты утверждали: допустили ошибку работники таможни, а не они, но доказывать свою правоту пришлось в чиновничьих кабинетах и судах. Разбирательства тянулись ровно полтора года.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Истории пользователей нашего портала начинались практически одинаково. Эдуард (его права в тяжбах представлял сын Игорь) и Михаил — пенсионер и водитель скорой помощи, ранее друг с другом не знакомые, — внезапно стали должны государству более 60 млн рублей каждый: мол, недоплатили утильсбор при постановке автомобилей на учет.

Слишком дорогой утильсбор: чужая ошибка обернулась арестом квартир нескольких автовладельцев

Мужчины купили в России в начале 2014 года б/у машины: бюджетные Skoda Fabia, Renault Megane и VW Passat B5. В начале марта уплатили утильсбор — чуть более 800 тыс. рублей, как рассчитали им при составлении документов. Однако уже в ноябре выяснилось, что расчеты были неверными, и теперь автовладельцы должны доперечислить в бюджет «недоплаченный» сбор, пени, штраф налоговой. Их имущество было арестовано, Минская региональная таможня подала в суд на взыскание задолженности.

Та самая Skoda
Та самая Skoda

Трое «пострадавших от утильсбора» — пенсионер Эдуард и водитель скорой Михаил из Борисова, строитель Кирилл из Светлогорска — нашли друг друга, объединились и стали писать коллективные письма в ГТК и прокуратуру. В комментарии AUTO.TUT.BY начальник Минской региональной таможни Александр Богдевич пояснял, что в подобном случае сотрудник «Белтаможсервиса» только заполнял электронную форму. Ответственность за предоставленные документы, расчеты и иные сведения для оформления в данном случае несет заявитель. Александр Богдевич подсказал и возможный выход из ситуации. Дело было в оформленной по требованию сотрудников ГАИ справке-счете — документе, который фактически был ничтожным, а для таможни означал, что автомобиль куплен на территории Беларуси, а не РФ, как было на самом деле.

— Если факт приобретения автомобилей на территории Российской Федерации, а не Республики Беларусь, как это сейчас следует из документов, будет установлен, и в регистрационные документы ГАИ будут внесены соответствующие изменения, то проблема разрешится. Мы отзовем исковое заявление и прекратим процедуру взыскания.

Дорогой утильсбор. Борьба автовладельцев с таможней продолжается.

Пришлось идти в суд

Казалось бы, нашли выход. Нужно обратиться в ГАИ по месту регистрации автомобилей с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие факт покупки авто в России и недействительность сделки о приобретении автомобиля на территории Беларуси. Далее компетентный орган проводит проверку документов. Если их подлинность подтверждается, то в техпаспорта автомобилей вносятся изменения. Именно так говорилось в разъяснениях ГАИ, данных тогда Таможенному комитету.

Как выяснилось, сотрудники ГАИ «на местах» разъяснений вышестоящей структуры не читали — поэтому заявлений о внесении изменений в регистрационные документы у «жертв утильсбора» поначалу брать не хотели вообще. Водитель скорой Михаил все же настоял — но через два дня получил отказ: начальник МРЭО ГАИ Борисова не усмотрел оснований, «заявление оставлено без удовлетворения».

Нашим героям пришлось обращаться в суд, чтобы получить решение о возможности внесения изменений в регистрационные данные. В суде они поясняли: справка-счет была оформлена фиктивно, и вынудили их это сделать представители территориальной ГАИ. Реальная сделка не предшествовала получению этой справки-счета.

Продолжение истории «неплательщиков», которые по-прежнему в отчаянии

Суд вынес решения в пользу автовладельцев, справки-счета аннулировали и автомобили были поставлены на учет на основании договоров купли-продажи. Владельцы получили новые техпаспорта. Документы пришли в соответствие с реальностью — авто куплены в России, утильсбор рассчитан верно.

Дальше снова суд. В этот раз — по иску Минской региональной таможни к Эдуарду о взыскании неуплаченного утильсбора. Таможня отказалась от своего иска потому, что другой суд аннулировал справки-счета и признал первоначальный расчет утильсбора верным.

Налоговая — последний рубеж

Налоговая инспекция оштрафовала Эдуарда на основании решения таможни о том, что утильсбор не уплачен полностью. Позже, напомним, суд решил, что все было уплачено полностью и верно — и таможня свои претензии отозвала. А вот налоговая не хотела отменять наложение штрафа.

Жалобу на постановление налоговой можно подать в течение шести месяцев, а, чтобы доказать свою правоту в судах, мужчинам потребовалось больше времени. Поэтому налоговая отклонила жалобу Эдуарда за истечением срока обжалования — пришлось писать ходатайство о продлении срока на обжалование и новую жалобу.

Суть жалобы: вот постановление суда, что я не виноват, отмените штраф. Почти месяц потребовался налоговой инспекции, чтобы рассмотреть документы и принять решение все же его отменить. Несколько дней назад Эдуард получил ответ из налоговой — он, наконец, впервые за полтора года никому ничего не должен.

Чуть позже было вынесено решение и по делу Михаила. Суд Борисовского района не увидел в действиях автовладельца состава административного правонарушения и отменил постановление налоговой о наложении штрафа. И Михаил свободен.

«Пострадавших — десятки, если не сотни»

На той самой купленной в России Skoda теперь ездит сын Эдуарда, Игорь. С Михаилом они подружились и уже даже работают вместе — водителями скорой помощи в Борисове. «Мы стали неплохими юристами за время этой истории. Пришлось во все вникать, разбираться, иначе бы ничего не получилось» — говорит Михаил.

Renault Михаила
Renault Михаила

— Создается впечатление, что чиновники сами не знают законов. Ведь с чего все это закрутилось? Это представители власти не знали, как оформлять утильсбор, и погнали нас за счет-справками. Потом было еще много моментов, когда законы трактовались не в нашу пользу, хоть должно быть наоборот. По стране таких случаев, насколько нам известно, — десятки, если не сотни. И далеко не у всех получается доказать свою правоту, хоть все и понятно, если головой просто подумать.

— А еще ничего бы не получилось без участия AUTO.TUT.BY. После того как журналисты начали писать о нас и требовать от чиновников разобраться в такой дикой ситуации, к нам стали совсем по-другому относиться. Сначала ведь просто не хотели слушать! — добавляет Игорь.

Чтобы доказать свою правоту, автовладельцам пришлось по много раз ездить в суды, прокуратуры разных уровней и таможню. Они были вынуждены снова искать предпринимателей, оформлявших фиктивные справки-счета, и ездить в Россию за подтверждающими реальную сделку документами.

Кроме времени и сил, борьба за свои права отнимает много денег. Хочешь подать в суд — плати пошлину. Нужно составить исковое заявление — плати юристу. Михаил, хоть и не имеет соответствующего образования, вникал во все юридические тонкости сам и не пользовался услугами адвокатов. Благодаря этому он потратил на процесс длиной в полтора года немного, около миллиона рублей. Пенсионеру же Эдуарду вместе с сыном борьба обошлась в сумму около восьми миллионов.

Взыскивать потраченные деньги с «Белтаможсервиса», ГАИ и других структур, косвенно и напрямую повлиявших на возникновение их проблем, и требовать у чиновников компенсации морального вреда, борисовчане не собираются: «С государственной системой бороться бесполезно. Отбились от претензий и исков — и слава богу».

После первой проблемной публикации на эту тему нам написали более 40 автовладельцев из всей страны — у людей та же проблема: они регистрировали автомобили, купленные в России, в начале 2014 года; у всех них сотрудники ГАИ отказывались принимать договоры купли-продажи, заключенные в России, и отправляли за справкой-счетом; всем рассчитывали сумму утильсбора как физлицу, ввезшему автомобиль для личного пользования, — а в регистрационных документах фигурировали справки-счета; все они «попали» точно на такие же суммы «недоплат» и стали бороться за свои права. Они рассказывали свои истории «борьбы с утильсбором», делились успехами, когда побеждали в судах, негодовали, когда двери очередных кабинетов закрывались перед ними. Победили, возможно, пока не все.

Если кому-то, оказавшемуся в аналогичной ситуации, до сих пор нужен совет «победивших» — у нас есть телефоны Игоря (сына Эдуарда) и Михаила.