реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


/

С лидерами топ-3 нарушителей скоростного режима за прошедший год AUTO.TUT.BY читателей уже знакомил: два рекордсмена превысили скорость 69 и 68 раз, каждый из них оплатил штрафы на сумму более 20 млн рублей. Кто же эти лихачи? В лидерах оказались формально физические лица — но не рядовые автолюбители, а индивидуальные предприниматели, сдающие автомобили напрокат.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Рейтинг этот совсем не объективен — ведь на нас «навешиваются» нарушения скорости тех людей, которые у нас брали машины в аренду. Все время ГАИ нас наказывает за нарушения, которые мы не совершали, — рассказывает лидер топа Ирина, владелица столичного автопроката IS-CAR. — Взял у нас в прошлом году гость из Турции BMW и проехал за два дня по всем камерам с превышением. А нам потом пришел штраф на сумму более 4 млн рублей. Найти нарушителя не удалось, вот и пришлось выплатить штраф самим.

— ГАИ не хочет разбираться с нашими вопросами, им проще выписать штраф на владельца авто, чем искать настоящего нарушителя за пределами республики, — убежден владелец NextCAR Дмитрий, который, по данным МВД, занял второе место в топ-3 нарушителей скорости. — Иначе почему они не берут в расчет наши доказательства в виде документов, подтверждающих, что в момент превышения скорости за рулем был арендатор? Чаще в отделении административной практики говорят: «Мы не имеем возможности связаться с нарушителем, ищите его и приводите к нам».

Приезжает гость в столицу Беларуси, берет прокатное авто, подписывает все необходимые документы, в том числе — договор аренды, в одном из пунктов которого прописано — при движении обязуюсь выполнять ПДД и не превышать установленный скоростной режим. Да вот только не все этот пункт выполняют.

80% клиентов автопроката Дмитрия — иностранные граждане, в основном россияне. Конечно, не все нарушители. Однако из общего числа клиентов около 30% — любители полихачить.

— Суммы штрафов разные, чаще всего нарушения минимальные — от 10 до 20 км/ч, но были случаи, когда все камеры клиент пролетал с большим превышением, и штрафы соответствующие. В месяц по прокату приходят 15−20 постановлений.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Предъявить постановления клиенту в момент возврата авто невозможно — «письма счастья» приходят после нарушения примерно через три недели. Как правило, арендатор находится уже за пределами Беларуси, поймать его, а уж тем более заставить переписать на себя штраф и оплатить его — невозможно. Встречаются, конечно, сознательные граждане, которые соглашаются оплатить нарушение, но таких очень мало.

Среди всех белорусских автопрокатчиков все же нашелся человек, который не заплатил ни рубля из собственного кармана за нарушения скорости, которые допустили его клиенты.

— У нас семейный бизнес, мне и жене регулярно приходят «письма счастья», которые «наездили» клиенты, — рассказал предприниматель Денис Пчелка, совладелец проката «Пчелка Майя». — Сразу, как только мы столкнулись с этой проблемой, начали доказывать, что не должны оплачивать чужие штрафы. В ОГАИ Первомайского района в 2013 году нас и слушать не хотели. Мы пошли дальше — ГАИ Минска, районный суд, городской суд. Везде были отказы. И только в Верховном суде постановление ОГАИ Первомайского района отменили.

Но даже и после этого нам приходилось доказывать свою невиновность. В ГАИ не брали в расчет решение Верховного суда на поступающие следом аналогичные нарушения. А начальник Первомайского ОГАИ так прямо и сказал: «Будете каждый раз ходить в суд». Мы и ходили, хоть иски эти стоили денег и отнимали время. В Ленинском районе меня даже лишали водительских прав из-за превышения скорости клиентами. Тоже через суд возвратил.

Денис Пчелка сумел добиться, чтобы его услышали в ГАИ. Сейчас все штрафы, которые «наездили» клиенты его автопроката, рассматривают в ОГАИ Фрунзенского района Минска. Там, говорит Денис, успешно находят реальных нарушителей скорости из России и других стран — сотрудники ГАИ звонят им, рассылают SMS, пишут на e-mail.

— Пока неформальный подход к рассмотрению проблем автопрокатчиков — скорее исключение, чем правило, помогут только массовые обращения в суд, — считает предприниматель.

Ранее в ГАИ Минска AUTO.TUT.BY поясняли: с такими проблемами прокатчики сталкиваются лишь потому, что хитрят с оформлением автомобилей.

— Если автомобиль зарегистрирован на юрлицо — например, на компанию по прокату машин или дилера автомобильной марки — никаких проблем с переоформлением штрафа на водителя без его личного присутствия нет: юрлицо подает в Центр фиксации правонарушений сведения об арендаторе (номер водительского удостоверения, паспортные данные), копии документов, на основании которых автомобиль был передан в пользование другому лицу, — и административный процесс в отношении юрлица-владельца прекращается и автоматически начинается в отношении водителя.

Проблема возникает только в тех случаях, когда автомобиль — даже если он фактически сдается в прокат — принадлежит физлицу: на него по законодательству возложена обязанность доказывания, кто в момент правонарушения находился за рулем. И мы требуем, чтобы это сопровождалось личным присутствием водителя в ГАИ: тогда инспектор прекратит административный процесс в отношении владельца и начнет — в отношении фактического нарушителя.