• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


/

«Я купил шины „Белшина“ в Беларуси, выехал на них из страны и — не смог вернуть их обратно, чтобы дилер заменил по гарантии. Шины забрали на таможне, а мне выписали штраф. Будет суд».

«Купил белорусское»

41-летний белорус Сергей Мурзин 15 лет назад уехал в Португалию — в поисках счастья и денег. Начал подсобным рабочим на стройке, потом стал дальнобойщиком, а вскоре открыл свой бизнес — компанию по грузоперевозкам. Получив вид на жительство в Португалии, Сергей родной стране не изменял: исправно ездил в Могилев к матери и даже решил поселить здесь семью — жену, гражданку Румынии, и детей.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«Никогда с законом не было никаких проблем. Обычно лозунг „Государство для народа!“ работал. Мне в свое время помогал консул Беларуси в Париже, Комитет госконтроля — все всегда решалось по-человечески и по закону. Жена тоже спокойно получила белорусское гражданство. Более того, наши дети выращены на „Беллакте“ — прекрасном белорусском питании. Ну все было прекрасно. И вдруг — такое, на ровном месте», — рассказывает Сергей.

В ноябре 2014 года мужчина купил на свой Mercedes Vito пару шин R16 от «Белшина» у официального дилера в Могилеве. На них — вторая пара уже стояла и тоже была белорусской — уехал в Португалию. Там одна из новых шин лопнула, дилер по телефону сказал: «Нет проблем. Везите — поменяем бесплатно по гарантии».

«Бэушные шины возвращать на родину нельзя — платите штраф»

«Я упаковал эти колеса в целлофан, чтобы в салоне не пахло резиной, заехал к другу — он поставил мне 2 колеса, чтобы я до дома дотянул, — и поехал. На «Варшавском мосту» в Бресте мы стали в «зеленый» коридор. Я еще колебался, а жена говорит: «Мы же везем то, что и вывезли. А если все-таки неправильно стали, нам подскажут, что не так, и развернут».

Тут подходит молодой человек, спрашивает, что в салоне. Я говорю: «Ничего». Открываю ему двери, показываю. Он спрашивает: «А это что?». Отвечаю: «Покрышки». Достаю документы, показываю, рассказываю, что купил в Беларуси, что везу менять по гарантии.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Гарантийный талон, который Сергей Мурзин предъявлял сотруднику таможни

Он говорит: «Хорошо. Проезжайте вперед — становитесь сбоку». Я сразу понял, что начались проблемы. Подбегает какой-то офицер, начинает орать. Я спрашиваю, почему он на меня орет, кто он такой и прошу назвать фамилию. Он разворачивается и уходит: «Ждите дежурного офицера».

Я и дежурному объяснил, что это за покрышки. Развернул целлофан, показал, что на покрышках написано «Белшина», есть номера, которые соответствуют тем, что в документе. Он мне говорит, что ввоз бэушных покрышек в Республику Беларусь запрещен, что будет составлять административный протокол.

Я спросил, что я должен был сделать, чтобы эти покрышки попали в Беларусь, а «Белшина» выполнила свои обязательства. Он долго думал: «Никак. Вы ничего не сделаете». Понимаете, для него это польские покрышки, потому что они едут из Польши. И его не интересует то, что на них есть все знаки и есть документы, подтверждающие, что родина их — Беларусь".

Шины изъяли до решения суда.

Жонглирование звонками и письмами. И суд

По словам Сергея, на пункт пропуска они приехали в 22.00. Протокол таможенного досмотра начали составлять около 2-х часов ночи. Подписывать его он не стал, как и протокол об административном правонарушении, объяснив своим несогласием с изложенным.

«Я им сказал: вы же понимаете, что я буду звонить выше. Потому что вы сейчас творите непонятно что. Мне начальник смены сказал, что это мое право, что он меня понимает, но с точки зрения закона прав он», — вспоминает бизнесмен.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Стоя в пункте пропуска, мужчина позвонил на телефон доверия Брестской таможни. После того как Сергей объяснил ситуацию, состоялся примерно следующий диалог.

— Вам нужен начальник смены.

— Вот он рядом стоит.

— И что говорит?

— Что будет составлять протокол.

— Хм. Ну значит, будет протокол.

— Мне куда-нибудь еще можно позвонить?

— Можете в Минск попробовать дозвониться.

На другом конце провода сотрудник Таможенного комитета сказал примерно то же самое: «Раз старший смены так решил, значит, так и нужно. Мы ничем вам помочь не можем». Мурзин полагает, что с такой ситуацией белорусские таможенники просто не сталкивались, поэтому всю ответственность переложили на начальника смены.

Далее были десяток звонков в Таможенный комитет, начальнику Брестской таможни, письма президенту, которые снова и снова перенаправляли в Таможенный комитет и Брестскую таможню.

«Как-то звонят мне из Бреста: «Мы через 2 часа будем рассматривать вашу жалобу. Вы не хотели бы приехать послушать?». — «Хотел бы. А вы мне самолет вышлете? Как вы представляете, чтобы я за 2 часа проехал 600 км?» — «Значит, вы отказываетесь». — «Нет, но я не могу приехать через 2 часа». — «Мы вас поняли», — вспоминает Сергей.

Итог был один: таможня считает Мурзина виноватым, а разрешить спор может лишь судебное разбирательство.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Фрагмент из решения Брестской таможни на жалобу С. Мурзина с просьбой объяснить, как ему следовало поступить, чтобы не нарушить закон

«Решение суда обжалую — я ничего не нарушал»

Суд состоялся 5 февраля в Бресте. Сергей сообщил, что слушание прошло без него. Суд постановил конфисковать у мужчины покрышки и заплатить штраф 5 базовых величин, или 1 млн 50 тыс. рублей. «Я не согласен с этим решением, буду его обжаловать и предупредил секретаря об этом. Займусь этим вопросом, когда вернусь из Португалии в конце февраля», — сказал мужчина

Он пояснил, что дело не в деньгах, а в принципе и банальной защите прав потребителя. Сергей настаивает: он ничего не нарушил, а из-за действий сотрудников таможни «Белшина» не может выполнить свои гарантийные обязательства.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«А то получается: купите белорусское — и заплатите за это штраф, а потом идите в суд. Это ведь абсурд! Я, кстати, писал письмо президенту — приглашал в суд в качестве свидетелей и его, и весь Совет министров, которые рассказывали по телевизору, чтобы я белорусское покупал. Мне ответили, что «изложенное принято к сведению», а «вмешательство государственных органов и должностных лиц в осуществление правосудия законодательством запрещено», — добавил Сергей Мурзин.

А еще он сказал, что хотел «обуть» в «Белшину» и свои машины для грузоперевозок, но теперь вряд ли будет: в Португалии белорусские покрышки есть, но гарантийного обслуживания, выходит, нет.

«Обращайтесь в Литву»

Начальник управления реализации продукции ОАО «Белшина» Александр Казаченко рассказал TUT.BY, что впервые сталкивается с такой проблемой. Не знали о подобных сложностях и его коллеги.

«У нас есть единственный торговый дом в Европе — в Литве. Он мог бы обратиться туда. По гарантии заменили бы без вопросов. Возможно, пришлось бы подождать около недели, если необходимых ему покрышек не было на складе и пришлось бы везти их отсюда. Просто легковая шина в Европе практически не продается — только сельхоз- и сверхкрупногабаритная. К концу года планируем еще открыть свой торговый дом в Польше — по крайней мере, такая задача стоит», — сказал Александр Казаченко.

TUT.BY будет следить за дальнейшим развитием событий.