реклама
реклама


Эксклюзив


Валентин Михальцов,

Маджид всю жизнь мечтал стать врачом. Вместе с женой он приехал из Ирана в Беларусь и стал стоматологом. Но недавние изменения в белорусском законодательстве подвигли врача освоить еще одну профессию — и стать таксистом. AUTO.TUT.BY он рассказал о сложностях жизни в чужой стране, белорусских пациентах и пассажирах.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Работа в такси — временный выход

Мы познакомились с героем этой статьи во время обычной поездки на такси. С водителем невозможно было не разговориться. Небольшой акцент выдавал в нем приезжего, а вежливость указывала на хорошее образование. Позже выяснилось — взяться за баранку Маджида вынудил указ президента № 475. Он запрещает врачам без первой и высшей категории работать в частных медицинских центрах с первого июня 2016 года. «Куда идти — на улицу?» — интересовались врачи. Чтобы получить вторую категорию, нужно отработать в государственной медицине два года после окончания университета, для получения первой — еще три.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Стаж Маджида — как раз два года, он только готовится получать вторую категорию. До опубликования указа он работал в частной стоматологической клинике и зарабатывал достаточно, чтобы обеспечивать семью. Новый документ заставил задуматься, чем заниматься еще три года до получения первой категории и с ней — возможности работать и в частной медицине?

 — Я хотел начать работать одновременно в двух государственных поликлиниках. Но это оказалось невозможно: между сменами — промежуток всего в один час, и я бы просто физически не успевал из одного места в другое. Да и нагрузка была бы огромная — двадцать четыре пациента в день. Пришлось искать какую-то подработку, чтобы совмещать с медициной. В такси ты сам хозяин своего времени, работай сколько можешь и когда можешь. Хочешь ночью, хочешь днем. Главное — не больше 12 часов в сутки и с одним выходным. Я работаю ночью, потом сплю и после отдыха иду на смену к пациентам.

Жена Маджида Зара шутит, что теперь ночью весь диван в съемной квартире свободен — спи, как удобно. Плюсы в ситуации находит и сам Маджид: «Каждый день — новые люди. Я с каждым днем все больше и больше понимаю белорусов и все больше люблю эту страну. Работа в такси — полезный опыт».

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Сам указ врач оценивает двояко — есть и положительные, и отрицательные стороны. «Врачи придут в работать в государственные клиники, это хорошо. Там не хватает специалистов. Но условия работы совсем другие. Если в частной клинике можно выделить на каждого пациента столько времени, сколько нужно, то сейчас у меня фиксированное время. Полчаса на человека, двенадцать человек за прием. Тяжело работать и думать о времени. А еще и бумаги надо заполнять».

Маджид рассказывает, что в частном центре пациент более уважительно относится к врачу, проще установить контакт. На его нынешнем месте, в госполиклинике, люди больше напряжены и чаще готовы жаловаться. Но приходят и пациенты с позитивным настроем — это очень помогает в работе.

 — Я смотрю на людей и вижу, что много бедных. Они не могут заплатить за свое лечение, поэтому бесплатная медицина обязательно должна работать. Но нужно развивать эту сферу, вкладывать в нее средства. Сегодня во многих частных клиниках новее технологии, материалы, врачи больше учатся новым методам лечения.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Работа в такси — временный выход, говорит врач. Через три года он планирует получить первую категорию и работать только стоматологом. «Важно найти дело, которое успокоит душу. Я много дел в жизни попробовал и нашел свое призвание в медицине. Когда я лечу, я отдыхаю душой. Но надо еще и кушать, поэтому вот так».

Ночные пассажиры

Чтобы начать работать в такси, Маджид взял в долг у друзей и купил в минском салоне новый Renault Logan 2015 года выпуска в минимальной комплектации.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

 — Я не особо разбираюсь в автомобилях, поэтому решил купить новую машину. Посоветовали именно Logan — мол, это самая надежная и недорогая машина для такси. Мне она нравится, пока никаких проблем не доставила. Я спокойный водитель, поэтому расход топлива выходит небольшой — от 5,2 до 5,5 литра на сто километров. В салоне мне говорили, что можно заливать 92-й бензин. Но в инструкции написано минимум 95-й. Я его и заливаю.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Чтобы начать работать в такси, Маджиду пришлось потратиться на детское кресло, таксометр и планшет. На планшете установлена программа для работы с диспетчерской службой. Абонентская плата — около ста долларов в месяц при подключении к трем каналам. За каждый дополнительный канал нужно заплатить еще восемь долларов. Канал — это возможность стать в очередь на заказ в определенном районе, весь Минск разделен на 51 канал.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

— Мы сейчас в Малиновке — поясняет Маджид. — Вот я становлюсь в очередь в Малиновке, вот еще очередь на Юго-западе и в Брилевичах. Если нажму на еще один канал, то он не включится — я не заплатил за него. Сейчас мы в очереди в Малиновке на 113-м месте. Днем очередь очень медленно идет. Быстро идет очередь утром с 7 до 8, когда едут на работу. Или ночью по выходным, когда люди отдыхают. А бывает, можно и три часа в очереди простоять без движения.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

За пару месяцев работы в такси Маджид уже успел посмотреть на Минск и минчан с новой стороны. Навигатор помогает найти адрес и сориентироваться в городе, а белорусские водители кажутся довольно спокойными и приятными. Пассажиры тоже не перестают удивлять и удивляться.

— Как только слышат мой акцент, сразу интересуются, откуда я. Уже немного даже устал отвечать на одни и те же вопросы. Наверное, сделаю табличку: «Меня зовут Маджид, я из Тегерана, в Беларуси уже девять лет…» Приклею ее на видное место перед пассажирами. Хотя большинство людей доброжелательно относятся. Белорусы — добрые люди.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Ночной извоз имеет свою особенность — много пьяных. От таких пассажиров можно ожидать чего угодно. «Недавно вез девушку после вечеринки. Она села и сразу же уснула. Я не мог ее разбудить, чтобы узнать хотя бы адрес. Десять минут пытался растолкать, а она никак! Мне помогли другие таксисты, которые оказались рядом. Они смогли разбудить даму и добиться от нее внятного адреса. А по приезде я не смог добиться от нее денег. Но не бросать же девушку зимой на улице!»

Напоследок Маджид рассказал, что выбирал, где жить, между Беларусью, Россией и Украиной. Тогда выбрал нашу страну, потому что обучение в медицинском университете в Минске было дешевле. «Я не жалею, что остался в Беларуси! Недавно я получил гражданство, и скоро моя жена тоже его получит. Нам нравится в Беларуси, тут люди хорошие!»

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY