реклама

реклама
реклама

Эксклюзив


/

В 2015 году около 300 автомобилей иностранных граждан поставили на белорусские штрафстоянки за нарушения, связанные с оплатой проезда по платным дорогам страны. Несколько машин были изъяты и реализованы в доход государства. Кому проще бросить автомобиль гнить в Беларуси, нежели платить штрафы BelToll, — в репортаже AUTO.TUT.BY.

Фото: Юлия Альгерчик
Часть территории охраняемой стоянки на улице Селицкого отведена под автомобили иностранцев, которые не заплатили за проезд по платным дорогам Беларуси

— Оплачивать за проезд по платным дорогам Беларуси должны водители стран, не входящих в Таможенный союз. Система платного проезда начала действовать 1 августа 2013 года, — рассказал начальник управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Минтранса Александр Дашевич. — И хотя за 2,5 года действия системы большинство гостей знают о необходимости оплачивать проезд, каждый день инспекторы задерживают машины без оплаты и часть из них помещают на охраняемую стоянку.

—  Почему не платят? У всех разные причины, — пожимает плечами замначальника инспекции по Минску и Минской области Юрий Супранович. — Ссылаются на то, что не знали о необходимости оплаты, не обратили внимания на знак «Платная дорога», негде было заплатить. Но какой бы ни была причина, машина нарушителя задерживается до момента, пока не будет оплачен проезд — уже в увеличенном размере. Для легковушки это 100 евро за два часа с момента фиксации нарушения рамкой BelToll. Для грузовиков ставка увеличена до 260 евро.

Нарушитель может кататься несколько дней, проезжать под рамками в разные дни, и сумма повышенной оплаты будет накапливаться и накапливаться: так некоторые автомобилисты «наезжают» на баснословные 5−6 тысяч евро. Как-то инспекторы вспоминают, остановили автобус на витебской трассе — оказалось, он «накатал» 11 тысяч евро!

Фото: Юлия Комарова

Реакция нарушителей на «штраф» совершенно разная. Был, говорят, случай, когда водитель достал карту Visa Gold и с ходу оплатил 5 тыс. евро. Но чаще, конечно, гости шокированы и не готовы платить. Более того, их реакцию невозможно предугадать: как-то украинский водитель вышел из машины к транспортникам, поигрывая ножиком. Вспоминают также молдавскую семью, которая «попала» на 400 евро: для них сумма штрафа была неподъемной, жене водителя стало плохо, вызывали скорую.

Фото: Юлия Комарова

— Ну не можем мы проявить лояльность, доброту и отпустить нарушителя — это чревато большими последствиями, — поясняет Юрий Супранович. — Вы даже не представляете, как нас могут называть люди, которые должны повышенную оплату! Даже проклинают. Хотя по-человечески очень трудно иной раз бывает. Особенно тяжело было около года назад, когда из Донецкой и Луганской областей Украины ехали машины, кузовы которых были «прошиты» автоматными очередями. Испуганные, голодные, с последними деньгами… Слава богу, с 1 июля жителей этих областей освободили от оплаты за проезд.

Однако есть и хитрецы — с такими транспортники тоже встречались. Например, некоторые литовцы специально для приезда в Беларусь покупают старую машину за 200 евро. «Покатаются у нас без бортового, „накатают“ 500 евро и более. И если на его пути попадается транспортная инспекция — бросают эту машину на штрафстоянке и больше не забирают, а не попадется — спокойно уедет на родину».

Только в Минской области есть 8 охраняемых стоянок, на которые транспортная инспекция ставит машины нарушителей. Надолго здесь остаются, конечно, не все авто.

— Большинство машин стоят на стоянке пару дней — пока владелец деньги на штраф найдет. Есть такие, что месяц-два. А уже оставшиеся задерживаются надолго — чаще всего их вообще не забирают. Некоторые сразу признаются — забирать не будем.

Так было, например, со старой Honda Civic, принадлежащей молдаванам. Хозяева не намеревались ее забирать со штрафстоянки — размер штрафа намного превышал стоимость машины. Плюс стоит иметь в виду, что за само хранение на стоянке ежедневно "капает" оплата. Так и стоял транспорт около года возле «базы» транспортников. А потом машина исчезла.

— Вызвали милицию, и они нашли авто недалеко, возле гаражей, — рассказывают инспекторы. — Оказалось, машину присмотрели разборщики. Видимо решили: раз машина долго стоит, она никому не нужна. Ночью на тросе подцепили ее и тащили волоком — колеса были заблокированы. Вернули мы ее обратно на эвакуаторе. А потом ее таможенники забрали и обратили в доход государства.

Фото: Юлия Альгерчик
Однако не все нарушители оказываются действительно нарушителями. Нестандартная ситуация произошла в 2014 году с Mercedes-Benz S-класса, который месяц стоял на штрафстоянке в Минске

Эта задержанная машина принадлежит бывшему гражданину нашей страны, который эмигрировал в Германию много лет назад.

— Наш бывший соотечественник приобрел «мерс» у высокопоставленного немца. Новый хозяин ездил в Беларусь, знал о платных дорогах, поэтому приобрел бортовое устройство. Но, как он сказал инспекторам, когда его задержали, в автомобиле бортовое технически негде подключить. Оно просто валялось в салоне, и плата за проезд не считывалась. В итоге «нащелкало» на 2400 евро. Машину мы поставили на штрафстоянку.

А хозяин Mercedes уехал в Германию и взял официальное заключение завода DaimlerChrysler о том, что автомобиль бронирован, экранирован и возможности крепления бортового устройства действительно не имеет. В конечном итоге Kapsch от повышенной оплаты «нарушителя» освободил.

Фото: Юлия Альгерчик

Белорусский хозяин этого нерастаможенного грузовичка на транзитных немецких номерах тоже оспаривает повышенную оплату за проезд по платным дорогам. Раньше машина была фургоном, потом ее переоборудовали, но не узаконили это. Новый владелец решил, что это шасси, а по закону шасси освобождаются от оплаты проезда.

В топе стран, граждане которых допускают больше всего нарушений на платных дорогах Беларуси, — Украина, Литва и Россия.

— Из неплательщиков проезда первое место занимают украинцы. Часто попадаются поляки, литовцы и россияне, особенно из Москвы и Подмосковья. А вот с европейцами нет проблем.

При разборе нарушений самыми конфликтными оказываются снова же граждане Украины. Инспекторы со смехом говорят, что опасаются молдаван: те выходят из машины, окружают и начинают галдеть. «Они и погадают, и споют, и на свадьбу пригласят, и породниться готовы — лишь бы отпустили, не взяв денег».

Фото: Юлия Альгерчик

Этот Mercedes стоит на стоянке уже полтора года. Его хозяин — гражданин Швеции — накопил нарушений на сумму около 4-х тысяч евро. Уехал домой, узнавал оттуда, как вернуть авто, но до сих пор так и не заплатил штраф. Так что, возможно, и эта машина в скором времени будет обращена в доход государства.

— Кстати, автомобили, надолго «прописавшиеся» на штрафстоянке, не так просто реализовать. Транспортная инспекция машину может только задержать, — поясняет Юрий Супранович. — Авто стоит на стоянке месяц, потом мы сообщаем, что владелец до сих пор не оплатил за проезд, в головной офис инспекции. Оттуда документы передаются нотариусу, он готовит исполнительную надпись и возвращает инспекторам. Те пересылают их судебным исполнителям, которые ищут владельца машины. Процесс длительный.

Иногда из-за окончания срока временного ввоза машину ищут таможенники, мы с ними обмениваемся информацией. Вот за это нарушение уже таможня может забрать авто, а затем, после необходимых документальных процедур, реализовать его в доход государства.