реклама
реклама


  • Сегодня читают
реклама

Эксклюзив


Валентин Михальцов,

На городских улицах в разгаре точечный ямочный ремонт. Постоянные перепады температуры ускоренно разрушают дороги, места повреждений столь же ускоренно латают «специальным» асфальтом. Как делают «пластырь» для дорог — в репортаже AUTO.TUT.BY.

фото: Валентин Михальцов

Горячая работа

В холодное время года производить асфальтобетонную смесь можно, только имея крытые склады и транспортеры для исходных сыпучих материалов. На открытых площадках в песок и щебень попадают снег и дождь, при первой же возможности вода замерзает — и куча песка смерзается в твердый монолит. Пустить его в работу уже не получится до весны.

В Минске зимой работать может только один завод — ОАО «Макродор». Именно сюда, на улицу Селицкого, едут за горячим свежим асфальтом все машины дорожников.

Заместитель директора по производству Григорий Бураковский показал AUTO.TUT.BY, как делают асфальт.

Фото: Валентин Михальцов

В асфальтобетонной смеси две основные составляющие — сыпучий заполнитель и связующее вещество. В качестве заполнителя используется смесь материалов с разным размером частиц: щебень, песок и доломитовый порошок. Связующее вещество — битум, продукт нефтепереработки. Щебень придает покрытию прочность, песок и доломит заполняют пустоты. Горячий битум склеивает все вместе.

Все материалы — белорусские: песок добывают под Минском, щебень — из карьера в Микашевичах, битум приезжает с мозырского НПЗ. Для улучшения характеристик в смесь могут добавляться полимерные добавки. «Песок и щебень по закрытому транспортеру со склада поднимаются в накопительные бункера. Из бункера они попадают на смесительный конвейер. Оператор выбирает пропорции, сколько песка и щебня попадет в смесь», — рассказывает Григорий Бураковский.

Фото: Валентин Михальцов

Следующая остановка — сушильный барабан. Мощная газовая горелка удаляет влагу и разогревает смесь до 250 градусов. Остается смешать все с битумом. Все компоненты вместе соединяет технологический комплекс, расположенный в строении высотой с семиэтажный дом. Дозатор и смесительная установка контролируются современной электроникой, процессом управляет один оператор.

Фото: Валентин Михальцов

Зимний микс

Зимой производят несколько видов так называемого литого асфальта — смеси, предназначенной специально для ямочного ремонта при низкой температуре воздуха. В ней больше битума, поэтому она более жидкая. Только такую смесь можно доставить к месту работ горячей в специальном прицепе к трактору. Гидравлический мотор в прицепе постоянно перемешивает смесь, а горелка не дает остыть.

Фото: Валентин Михальцов

Несколько тракторов с этими прицепами выстраиваются в очередь и ждут команды на загрузку. Команду трактористам дают дорожники на местах работ: когда будут готовы укладывать асфальт, тогда его и нужно везти. Система тут, как в «Макдрайве»: тракторист подъезжает и через микрофон заказывает оператору нужное количество смеси. Оператор включает смесительную установку — и через пару минут две, например, тонны свежего асфальта выливается в прицеп.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

— Литой асфальт не нужно утрамбовывать. В нем много битума и щебень меньшего размера, поэтому он текучий. Сам выравнивается и быстро застывает. При строительстве и капитальном ремонте дорог используется асфальт другого состава, с меньшим количеством битума и специальными полимерными добавками. Но с таким асфальтом можно работать только в теплую погоду, — поясняет специалист.

Применение литого асфальта — мера временная и почти что чрезвычайная, эдакий «пластырь» для дороги. Он обязательно требует замены в течение пары месяцев — на тот вид асфальта, из которого сделано остальное дорожное полотно: однородное покрытие устойчивее к нагрузкам и не так сильно деформируется в жару, как литой асфальт.

Сколько стоит

Тонна литого асфальта стоит около 800 тысяч рублей. Плюс затраты на транспортировку и укладку. Выходит недешево для «пластыря» с учетом того, что «латку» меняют через пару месяцев. Правда, сейчас разрабатываются новые асфальтные смеси для тех же целей: они будут долговечнее сегодняшнего литого асфальта. Добиться большего срока службы помогут полимерные добавки — тоже белорусского производства.

«Мы начали применять добавки пять лет назад и уже видим положительный эффект. На главных проспектах Минска кладется этот более прочный асфальт, и там повреждений покрытия вдвое меньше по сравнению с обычным асфальтом. Но и цена такого асфальта выше в полтора раза», — пояснили на заводе.

Фото: Валентин Михальцов

Читайте также:

День с дорожниками: AUTO.TUT.BY латал столичные ямы и разбирался, от чего страдают асфальт и водители

Комментарии с форума

  • doktor-007 8 февраля 2016 в 12:55 из Беларуси

    Качественно сделанные дороги не Выгодны дорожникам...Ведь отмывание денег здесь трудно установить..

  • 3medvedy 8 февраля 2016 в 12:56 из Беларуси

    Для сравнения ждем репортажа о том, как делают асфальт (дороги) в Германии.

  • doktor-007 8 февраля 2016 в 12:58 из Беларуси

    ..Надпись на такси видел " Плачу Налоги - Где Дороги ???? "

  • doktor-007 8 февраля 2016 в 13:02 из Беларуси

    3medvedy (08.02.2016 12:56) писал(a):
    Для сравнения ждем репортажа о том, как делают асфальт (дороги) в Германии.
    В Югославии доржное строящееся полотно от готовой дороги на 2 метра НИЖЕ !!! Трамбуют,подсыпают , неговоря про Автобаны ФРГ с калиброваным гравием ( чтоб вода сразу стекала )

  • pena! 8 февраля 2016 в 13:08 из Беларуси

    какой умник повырезал на Притыцкого поперек первого ряда канавы по трещинам и залил этой дрянью? с разницей по уровню несколько сантиметров первый ряд испорчен, где госконтроль?

  • viktork77 8 февраля 2016 в 14:58 из Беларуси

    вчера проезжал в Минске по ул. Собинова промежуток 58-98 дома. Асфальта нет, одни выбоины, лучше места для приписок не придумаешь. Ковырнули , 15 латок положили , как правило прошлогодние заменили , скорее всего написали что "ух как устали отремонтировав 600метров" , и удалились, дорога стала еще хуже, выбирали "места работы" не там где надо , а лишь бы не напрягаясь создать видимость. Было бы неплохо документики изъять и проверить - что записано и что сделано, так сказать по горячим следам. Ну и спросить сколько отслюнявили за укладку левого асфальта на "левых" объектах. Система идеальна- воруют все и везде. Когда это прекратится и кто это остановит?

  • sane4ka10 8 февраля 2016 в 15:17 из Беларуси

    Не знаю какие пластыри по технологии положены, но это все наверное в параллельной с нами реальности. 1 февраля, середина дня, трасса М1, Борисовский район (направление на Москву). Два дорожника делают из маленькой ямки дырищу диаметром с канализационный люк и глубиной с полколеса. Километра через 2 два дорожника лепят "пластыри": один асфальт лопатой бросает, второй - сапогами утаптывает (Утаптывает! на бетонной трассе! После мокрого снега сразу!) Гениальный ремонт! Главное, что за поездки по таким дырищам еще и дорожный налог нехилый плати.

  • id3917968 8 февраля 2016 в 16:10 из Беларуси

    Ваши сравнения с районными улицами ерунда. Берем проспект независимости, стартуемот востока в центр. Перед новым мостом вторая и третья полосы лата на лате, в четвертой более менее... Если у вас не премиум седан или кроссовер, то почувствуете латки ого-ого-ого, далее на подъезде к площади калинина, от толбухина начиная в третьей полосе трясемся на латках, перед светофором калинина во второй полосе пять прямоугольников с расстоянием сантиметров между собой, разница между уровнем асфальта и латки сантиметра два, не меньше. Опять же если у вас небольшая машинка трясемся, через метров 500 третья полоса перед перекрестком с сурганова, четко две полосы залили под колеса, да вот разравнять забыли, и опять же без дорогой подвески комфортным путь не назовешь. И это центральный проспект города, про районные улицы я вообще молчу. Я на "неубиваемой тойоте" с такими дорогами амортизатор убил - продавец честно сказал, что продавал амортизаторы на мою модель только на машины после дтп и удивлен такому... И парадокс жизни: несколько лет назад, пока не платили за дороги, дороги были получше...

  • Хто_тут 8 февраля 2016 в 18:24 из Беларуси

    К сожалению дело не в зимнем асфальте. Я не раз наблюдал как латают дороги в Европе, и ездил по отремонтированным дорогам в Литве, Латвии, Польше, Чехии и т д. Дай нашим работягам хоть самый лучший в мире материал, они способны только испортить полотно. Но дело даже не в криворуких дорожниках, просто очень выгодно по десять раз за год ремонтировать один и тот же участок дороги, так что задачи отремонтировать не стоит. Единственная задача вкопать как можно больше денег в каждый метр квадратный до кап ремонта...

  • sasha__kurlenko 8 февраля 2016 в 20:59 из Беларуси

    Ямочный ремонт? Это когда из ямок бугорки делают? Знаем,знаем)

  • 6565302 9 февраля 2016 в 01:05 из Беларуси

    Есть такой холодный асфальт. Продаётся в мешках по 20 кг по 100-120 тыс. Температура применения от -25 до +50. Вымел мусор из ямки и плюхнул туда из мешка. Ногой разровнял, колесом машины притоптал. 20 мин - готово. 3-5 лет будет лежать. Это если надоели ямы во дворе, а ЖЭС все "не едет к вам". )) Беда, что по такой технологии горячий асфальт умельцы укладывают. ((

  • Рома_Верещагин 9 февраля 2016 в 02:04 из Беларуси

    А может асфальт нужен для дорог, не "пластырь"?

  • troop 9 февраля 2016 в 08:13 из Беларуси

    bobson60 (08.02.2016 12:02) писал(a):
    Я не знаю как делают пластырь, но заметил одно - его почти всегда ложат или в снег или в дождь! Может это технология такая? А мне кажется все просто - качественную дорогу делать невыгодно - иначе на следующий год не будет финансирования. Вот такая беда испокон веков - плохие дороги и дураки!
    Ну а когда еще делать? Когда все зеледенело то ям то по сути еще нет (они только образуются). А если ждать когда подсохнет, то кто из водителей будет согласен чтобы еще недельку-вторую ямина была на пути авто?

  • troop 9 февраля 2016 в 08:16 из Беларуси

    Кстати, был недавно у наших "жовто-блакитных" соседей - там на наши дороги молятся, что в принципе не удивительно учитывая что на от границы по кругу Доманово -КаменьКаширский - Ковель - Доманово средняя скорость движения составила от силы 60 км/ч.

  • Юрий_Богданов 9 февраля 2016 в 08:44 из Беларуси

    Вот вроде всё по технологии, всё по списку... а на дороге всё равно гогно! Место проклятое?

  • Петр_Баранов 9 февраля 2016 в 09:06 из Беларуси

    Я не понимаю, зачем лепить эти заплатки? А помните, что нам предлагали осенью: Заделай яму сам? Смех смехом, а сосед у меня со двора взял да и заделал этим асфальтом пару дыр. Че, пока держится. По крайней мере подвеска не страдает теперь.

  • Петр_Баранов 9 февраля 2016 в 09:12 из Беларуси

    Еще вот видос нашел по этому асфальту https://www.youtube.com/watch?v=Lw0kTZoBJeg

  • wardin 12 февраля 2016 в 18:58 из Беларуси

    sgrish (08.02.2016 12:18) писал(a):
    За такие безобразные дороги, как у нас, государство должно отменить дорожный сбор... Где отчёт о потраченных деньгах???
    Украинцы отзываются положительно о бел. дорогах. У них вообще деньги сливают.