• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


Валентин Михальцов,

На городских улицах в разгаре точечный ямочный ремонт. Постоянные перепады температуры ускоренно разрушают дороги, места повреждений столь же ускоренно латают «специальным» асфальтом. Как делают «пластырь» для дорог — в репортаже AUTO.TUT.BY.

фото: Валентин Михальцов

Горячая работа

В холодное время года производить асфальтобетонную смесь можно, только имея крытые склады и транспортеры для исходных сыпучих материалов. На открытых площадках в песок и щебень попадают снег и дождь, при первой же возможности вода замерзает — и куча песка смерзается в твердый монолит. Пустить его в работу уже не получится до весны.

В Минске зимой работать может только один завод — ОАО «Макродор». Именно сюда, на улицу Селицкого, едут за горячим свежим асфальтом все машины дорожников.

Заместитель директора по производству Григорий Бураковский показал AUTO.TUT.BY, как делают асфальт.

Фото: Валентин Михальцов

В асфальтобетонной смеси две основные составляющие — сыпучий заполнитель и связующее вещество. В качестве заполнителя используется смесь материалов с разным размером частиц: щебень, песок и доломитовый порошок. Связующее вещество — битум, продукт нефтепереработки. Щебень придает покрытию прочность, песок и доломит заполняют пустоты. Горячий битум склеивает все вместе.

Все материалы — белорусские: песок добывают под Минском, щебень — из карьера в Микашевичах, битум приезжает с мозырского НПЗ. Для улучшения характеристик в смесь могут добавляться полимерные добавки. «Песок и щебень по закрытому транспортеру со склада поднимаются в накопительные бункера. Из бункера они попадают на смесительный конвейер. Оператор выбирает пропорции, сколько песка и щебня попадет в смесь», — рассказывает Григорий Бураковский.

Фото: Валентин Михальцов

Следующая остановка — сушильный барабан. Мощная газовая горелка удаляет влагу и разогревает смесь до 250 градусов. Остается смешать все с битумом. Все компоненты вместе соединяет технологический комплекс, расположенный в строении высотой с семиэтажный дом. Дозатор и смесительная установка контролируются современной электроникой, процессом управляет один оператор.

Фото: Валентин Михальцов

Зимний микс

Зимой производят несколько видов так называемого литого асфальта — смеси, предназначенной специально для ямочного ремонта при низкой температуре воздуха. В ней больше битума, поэтому она более жидкая. Только такую смесь можно доставить к месту работ горячей в специальном прицепе к трактору. Гидравлический мотор в прицепе постоянно перемешивает смесь, а горелка не дает остыть.

Фото: Валентин Михальцов

Несколько тракторов с этими прицепами выстраиваются в очередь и ждут команды на загрузку. Команду трактористам дают дорожники на местах работ: когда будут готовы укладывать асфальт, тогда его и нужно везти. Система тут, как в «Макдрайве»: тракторист подъезжает и через микрофон заказывает оператору нужное количество смеси. Оператор включает смесительную установку — и через пару минут две, например, тонны свежего асфальта выливается в прицеп.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

— Литой асфальт не нужно утрамбовывать. В нем много битума и щебень меньшего размера, поэтому он текучий. Сам выравнивается и быстро застывает. При строительстве и капитальном ремонте дорог используется асфальт другого состава, с меньшим количеством битума и специальными полимерными добавками. Но с таким асфальтом можно работать только в теплую погоду, — поясняет специалист.

Применение литого асфальта — мера временная и почти что чрезвычайная, эдакий «пластырь» для дороги. Он обязательно требует замены в течение пары месяцев — на тот вид асфальта, из которого сделано остальное дорожное полотно: однородное покрытие устойчивее к нагрузкам и не так сильно деформируется в жару, как литой асфальт.

Сколько стоит

Тонна литого асфальта стоит около 800 тысяч рублей. Плюс затраты на транспортировку и укладку. Выходит недешево для «пластыря» с учетом того, что «латку» меняют через пару месяцев. Правда, сейчас разрабатываются новые асфальтные смеси для тех же целей: они будут долговечнее сегодняшнего литого асфальта. Добиться большего срока службы помогут полимерные добавки — тоже белорусского производства.

«Мы начали применять добавки пять лет назад и уже видим положительный эффект. На главных проспектах Минска кладется этот более прочный асфальт, и там повреждений покрытия вдвое меньше по сравнению с обычным асфальтом. Но и цена такого асфальта выше в полтора раза», — пояснили на заводе.

Фото: Валентин Михальцов

Читайте также:

День с дорожниками: AUTO.TUT.BY латал столичные ямы и разбирался, от чего страдают асфальт и водители