реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


Иван Петренко, фото: Глеб Малофееев,

«Рожденный плавать — ездить может!» — уверен Александр Реут, начальник регионального отдела контроля на платных дорогах «Ошмяны» Транспортной инспекции Минтранса. До работы в Транспортной инспекции он служил в Военно-морском флоте, за его плечами — боевые походы и сотни морских миль. На чем ездит наш «сосед», что хранит в машине и как может наказать за невыполнение его требований, читайте в этом материале.

Фото: Глеб Малофеев

«Если Mercedes, то только черный!»

Мы встретились с Александром на одной из автозаправок на въезде в Минск — он приехал в столицу по служебным делам на дизельном Mercedes B180 2009 года выпуска. Это, как он сам называет, «эконом-вариант для дальних поездок». В родных Ошмянах Александр Реут ездит на другом «мерсе» — W124 1993 года.

— Мне и моей жене всегда нравились Mercedes, — рассказывает Александр Реут. — Первый «мерс» в нашей семье был мой теперешний 124-й. Он хороший, надежный и очень комфортный. Но «жрет» много… 2,2-литровый бензиновый двигатель — чего от него ждать!

Жена долгое время ездила на Opel Vectra. Но однажды на авторынке увидела Mercedes. Говорит: хочу, и все тут. Ну как можно женщине отказать? Продали Opel, купили темно-синий Mercedes B-class 2005 года выпуска.

Фото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб Малофеев

Но хотел Александр Брониславович машину поновее, к тому же всегда считал, что настоящий «мерс» должен быть черным. Поэтому мужчина вынашивал идею со временем заменить машину. И тут подвернулся хороший вариант из Литвы — черный дизельный Mercedes B-class. Но машина была серьезно повреждена — обе стороны от переднего бампера до заднего, бампер, капот, фары и еще куча мелочей, зато цена устраивала даже с учетом растаможки и доставки автовозом в Ошмяны.

— Продали синий Mercedes и купили этот. Правда, помучиться с ним пришлось немало. Благо запчастей хватает и новых, и подержанных на разборках. Некоторые детали привозили из-за границы. Однако в общей сложности тысячи две долларов сэкономил! А пока детали ждал, немного тюнинговал машину.

Александр Брониславович показывает фары с самодельными ресничками. Стоимость пленки — «две копейки». Труда тоже немного. Но внешний вид преобразился.

— Мне больше нравятся зауженные фары и фонари, чем «лупатые». Еще я наклеил хромированные молдинги вокруг решетки радиатора и подчеркнул блестящей пленкой передний бампер. Стало заметно лучше, да и не выглядит вычурно, на мой взгляд. Не «колхоз», в общем.

Еще Александр заказал и самостоятельно установил передние противотуманки. А ступеньку под номерным знаком освещает светодиодная лента. Ночью кажется, будто вся «морда» машины подсвечивается — отражается свет от хромированных элементов.

— Тоже гармонично вписались в дизайн экстерьера, не находите? Да и вообще делал все качественно, для себя. Хотя где-то огрехи все же встречаются. Например, если поднять крышку багажника, то в проемах можно увидеть подтеки краски. Но я сам просил маляра большим слоем краску наносить — не сгниет и полировать чаще можно. Перед продажей отполирую, и будет снова «не бит, не крашен».

Внимание — мелочам

Фото: Глеб Малофеев

Буквально каждая деталь на кузове и в салоне машины говорит о том, что мы имеем дело с человеком старой закалки. На ключах брелок — герб СССР, на кузове — хромированная наклейка в виде акулы. Она символизирует военно-морское прошлое владельца.

Фото: Глеб Малофеев

— В моей жизни нет случайных деталей. Многие знакомые в недоумении спрашивают, мол, зачем на ключи от немецкой машины герб Советского Союза повесил? Отвечаю: я присягал этой стране и хочу всегда носить с собой хотя бы частичку той страны. Еще мелочь, которая мне дорога, — эта обезьянка на лобовом стекле. Я уже и не помню, откуда она у меня. Талисман мой, я родился в год Обезьяны — вот и вожу ее с собой. Даже не знаю, сколько лет она меня в дороге развлекает. Кстати, этот год ведь тоже обезьяний! Вдвойне актуальнее, значит.

Фото: Глеб Малофеев

Еще у Александра Брониславовича в машине целых три термометра. Один показывает температуру за бортом, а другие два — электронный и аналоговый — в салоне.

— Тот, что показывает температуру на улице — родной «мерсовский». А другие два я устанавливал сам. Сначала был аналоговый только, а потом поставил электронный. А снимать старый не стал — мне не мешает, да и не портит вид салона. А вот электронный — удобная вещь. Я проверяю с его помощью работу климат-контроля. Пока не подводит климат — точно в градусы бьет!

В салоне Mercedes Александра Реута можно найти футляры для очков. Тоже два — один на передней панели, а другой — вместо ручки над местом водителя.

— Почему два? А на машине и я, и супруга ездим. Так вот, кто успел, тот быстрее и положил очки на переднюю панель, другому придется пользоваться «родным» футляром. Но он неудобный, не люблю его… Еще крепление для телефона установил на лобовое стекло — удобно. Я вообще не любитель по телефону за рулем разговаривать. Но если очень важный разговор предстоит, то подключаю телефон к магнитоле через Bluetooth. Да, не удивляйтесь, даже старая «звонилка» такую функцию поддерживает!

Фото: Глеб Малофеев

На заднем сиденье Mercedes лежит только подушка с изображением морских мотивов — в память о славной службе в Военно-морском флоте. Кстати, при покупке машины задних сидений не было, их Александр тоже привозил вместе с другими деталями из-за границы. По версии владельца, автомобиль в Европе использовался в качестве грузового такси.

Приступаем к изучению содержимого бардачков и багажника автомобиля. Открываем бардачок на передней панели. Там находим инструкцию по эксплуатации магнитолы, крепление для навигатора и флаг Советского флота. «Флаг — память о службе. Как и герб СССР, он всегда в машине». Еще в одном «кармане» лежат карта Беларуси с приграничьем и книжечка по ПДД.

Фото: Глеб Малофеев

— Карта по работе нужна, она очень информативная и полезная. Только вдумайтесь: зона ответственности нашего отдела начинается от Лиды и доходит до северной границы Гродненской области. Иногда во время дальних поездок пользуюсь. Карте больше, чем навигатору, доверяю. А ПДД лежит, чтобы инспекторов ГАИ учить. Бывает, остановят и начинают доказывать что-то мне. Достаю тогда книгу и начинаю молодежи пояснять, что да как. Когда понимают, что не с тем связались, — сразу отпускают. Но по факту нарушений нет, и вовсе не потому, что довольно высокую должность занимаю и пользуюсь служебным положением. Только потому, что не нарушаю. Все-таки это безопасность, сам работаю на дороге и знаю, о чем речь.

Фото: Глеб Малофеев

Переходим к изучению вещей, которые хранятся в багажнике машины нашего «соседа». На первый взгляд, он девственно чист и пуст. Закралась мысль, что Александр Брониславович подготовился ко встрече и убрал все лишнее. Затем он сам поднимает пол в багажном отделении и показывает обилие разных мелочей. Там и щетка с губкой, аптечка, огнетушитель, масло на долив и даже раритетный ручной насос — такой сегодня только на «поле чудес» можно купить.

Фото: Глеб Малофеев

— Еще я всегда вожу с собой литровые бутылки с дизельным топливом. Бак маленький, а дизель в Европе дорогой. Поэтому во время поездок я загружаю эту нишу бутылками с соляркой и еду за границу. На таможне проблем нет, я же в допустимых объемах вожу — не контрабандист. Хотя эта машина отлично подошла бы для контрабанды — смотрите, сколько разных скрытых полостей, — шутит Александр Реут. — Сюда полфуры сигарет, наверное, влезть может. Но я так не делал никогда, не стоит оно того риска и тех проблем, которые могут возникнуть.

Продолжаем копаться в багажнике. Инструмент и домкрат нас не интересуют, а вот набор одноразовой посуды — вилки, тарелки, ложки и стаканы — вполне!

Фото: Глеб Малофеев

— Говорю же, много ездить приходится. А как же в машине без такого набора? Это же дорога, мало ли что, — оправдывается Александр Брониславович.

О штрафах в тысячи евро

Александр Реут стоял у истоков создания Транспортной инспекции в стране. Начинал с инспектора, а стал начальником регионального отдела, одна из функций которого — сбор повышенной платы за неоплату проезда по платным дорогам Беларуси. По-народному говоря — «штрафует».

— Да, это так, — не скрывает Александр Брониславович. — Нужно понимать, что BelToll — это инвестиционный проект, который направлен на создание качественных условий для транзита транспорта через территорию нашей страны и, соответственно, пополнения за счет этого госбюджета. Проект современный, компьютеризированный, поэтому права на поблажку нет ни у кого.

Фото: Глеб Малофеев

Александр Реут пояснил, что исключений нет вообще. Нарушил — оплати по повышенной ставке. Не можешь платить — машина доставляется на штрафстоянку до окончания разбирательств.

— Многие уверены, что транспортники, как нас часто называют, — взяточники. Заявляю: коррупция у нас просто невозможна. Теперь поясню почему: предположим, что вы нарушили порядок проезда платных дорог и вас остановили инспекторы. Водителю удалось «договориться», и его отпустили. Но через два-три дня его снова задержат и потребуют оплату штрафа, только в еще большем размере — ведь он ездил все это время. Из единой базы номера машины нарушителя никто не удалил.

А по нашему законодательству не только коррупционер привлекается к ответственности, но и тот, кто эту самую взятку дал. И получается, что выгоднее и правильнее сразу оплатить за дорогу, чем потом иметь проблемы с законом.

Фото: Глеб Малофеев

Были в практике Александра Реута случаи: водитель, узнав сумму штрафов, решил вообще не забирать авто со штрафстоянки.

— Как правило, это недорогие машины — до 2−3 тысяч евро. Конфискацией машин мы не занимаемся, наша задача — выявить и привлечь к ответственности нарушителей. Если не получается решить проблему мирно, то дальше с ними разбираются те люди, кто обязан это делать: таможня, пограничники, МВД, суд и другие. Нас это не касается. Я даже запрещаю прикасаться своим сотрудникам к бортовым считывающим устройствам. Не дай бог что-то не сработает потом — проблем не оберешься. Советом мои всегда помогут — это их обязанность, а вот в руки брать запрещаю. Кстати, запрещаю и гонки устраивать. Не остановился водитель по требованию инспектора — себе только хуже сделал.

Был у нас в практике такой случай: не остановилась по требованию черная Audi с иностранными номерами. Мои подчиненные немедленно передали эту информацию дежурному по РОВД. Сразу объявили план «Перехват» и оцепили весь район. Нашли сотрудники ГАИ через пять часов эту машину и передали пограничникам до нашего приезда. А он потом штраф в 300 евро от нас получил. Досада? А ведь все по закону! Лучше бы сразу остановился.

Сумма штрафов разная: максимальный, который приходилось нам взыскивать с одной машины, — 5200 евро. А вообще заметил закономерность: чем дороже машина, тем больше проблем с оплатой. С людьми, которые «ближе к земле», проблем меньше.

Фото: Глеб Малофеев

Еще один случай. Водитель новенькой Audi в течение года ездил из Украины в Островец. Видимо, работал там. Однажды попался нам, штраф — около тысячи евро. Платить не хотел, даже голос на нас повышал, кричал и ругался. В конце концов удалось ему доказать, что все равно не получится остаться безнаказанным. Поехали в банк вместе с ним, оплатил сразу. Только пробурчал про себя, что ползарплаты из-за нас потерял. Да не из-за нас — из-за своей наглости. При въезде на территорию Беларуси большая вывеска стоит на нескольких языках, предупреждающая о начале платного участка дороги. А рядом, на заправке, — диспетчерский пункт BelToll. Но он чихал и на нас, и на наши законы все это время. И кто, спрашивается, виноват теперь?

Транспортники могут наказывать не только за нарушение правил оплаты за пользование дорогами — еще по многим статьям КоАП: это и нарушение режима труда, и страхование транспорта, даже за выбрасывание мусора из окон авто!

— А сейчас наши полномочия хотят расширить — работать будет лучше.