реклама
реклама

Эксклюзив


Валентин Михальцов, фото автора,

Хороших автомобильных музеев в Беларуси нет. Ближайшая интересная коллекция — селе Новые Петровцы под Киевом, в брошенной резиденции Виктора Януковича. Это сложно назвать музеем в привычном понимании, да и экскурсоводов тут тоже нет. Зато есть крутые машины. О них и рассказ.

Фото: Валентин Михальцов

Завгар

Виктор Янукович в молодые годы был автослесарем, а потом и директором нескольких автопредприятий. Отсюда любовь к автомобилям и кличка — Завгар, заведующий гаражом то есть. В своей резиденции Виктор Федорович создал свою собственную автобазу. В дальнем конце огромной территории «Межигорья» расположен двухэтажный комплекс, включающий в себя станцию техобслуживания, заправку и отапливаемые боксы для хранения.

На просторном втором этаже комплекса расположена коллекция из сорока автомобилей. От «полуторки» до Bentley. Логику подбора экспонатов сложно проследить. Обычно коллекционеры собирают авто определенного периода, страны или марки, часто коллекционируют эксклюзивные быстрые авто. В гараже Януковича соседствуют «горбатые» «Запорожцы» и новенький родстер Mercedes.

Возможно, авто подбирались просто по вкусу хозяина. За многими — целая эпоха, надежды и мечты поколения. Послевоенная мечта — американский Willys, проехавший всю войну. Пятидесятые — «Победа», шестидесятые — ЗАЗ-965 или «горбатый» «Запорожец», семидесятые — космический американец Chevrolet Impala, восьмидесятые — правительственная «Чайка», девяностые — Mercedes.

У каждого авто — аккуратные информационные таблички. Завгар из Виктора Федоровича отличный, в гараже идеальный порядок. Наверное, ему стоило сэкономить на зоопарке, гольф-поле и тайских массажистках в резиденции, занимаясь только коллекционированием автомобилей. Может, тогда бы и без Майдана обошлось.

Однако все произошедшие события открыли коллекцию для всех желающих. С четверга по воскресенье с 9.00 до 19.00 гараж открыт. 30 гривен за вход. У входа в гараж сидит скучающий самообороновец. Билеты он продает, не отрываясь от смартфона. Экскурсию никто не проведет и о машинах не расскажет: «Все на табличках, читайте».

Без главного экспоната

Жемчужина коллекции — Horch 855 Special Roadster исчезла из «Межигорья» вместе с Януковичем. И до сих пор нигде не всплыла. Эти авто выпускались с 1936 по 1939 годы. Было собрано всего семь экземпляров этой модели, предназначались они для высшего руководства Третьего рейха. Этот роскошный открытый автомобиль имеет под капотом пятилитровый бензиновый мотор мощностью в сто двадцать «лошадей» и разгоняется до 140 км/ч — впечатляющие характеристики для своего времени.

До наших дней сохранились всего три экземпляра. Один из них находится в музее Audi — Horch была предшественницей современной Audi. Цена каждого из сохранившихся авто, по оценкам экспертов, составляет два миллиона долларов. На данный момент поиски пропавшего родстера не увенчались успехом. Возможно, Янукович забрал с собой самое ценное авто.

Фото: Валентин Михальцов

Из оставшихся в гараже редких авто внимания заслуживает Bentley S1. Это коллекционная модель, их было выпущено только 3538 экземпляров. На табличке значится год выпуска — 1950. Виктор Янукович родился в этом же году. Но, по данным производителя, эта модель выпускалась с 1955 по 1959 годы. Судя по отодвинутому до максимума сиденью, на этом авто мог ездить сам владелец гаража. Ведь он человек высокого роста.

Фото: Валентин Михальцов

Еще один очень редкий автомобиль — кабриолет ЗиЛ-410441. Таких автомобилей сделали всего три для парада на Красной площади в 2010 году. Но Министерство обороны РФ не приняло новые авто. Один из забракованных кабриолетов продали Януковичу. Посередине кузова в нем находится хромированный поручень, за который держится главнокомандующий при объезде войск. Собирался ли Янукович принимать парады на этом авто — неизвестно.

Фото: Валентин Михальцов

Легендарная «Победа», есть и в кузове кабриолет. Это редкая модификация — советским гражданам не была положена такая пижонская роскошь, как открытый верх. Автомобиль находится в идеальном состоянии. Под капотом родной двухлитровый мотор на 52 лошадиные силы, трехступенчатая механическая КПП.

Фото: Валентин Михальцов

Рядом стоит еще один редкий кабриолет — «Москвич М 401». «Москвич» был массовой моделью. В основном производились они с жесткой крышей.

Фото: Валентин Михальцов

Еще одним советским близнецом европейских авто стал ЗАЗ 965 — «горбатый» «Запорожец». «Горбатым» он стал именно в СССР. Его предок — Fiat 600 — классический хэтчбек. Советские дизайнеры превратили автомобильчик в купе, увеличив место для пассажиров, сидящих сзади. Выпускался с 1962 по 1969 годы.

Фото: Валентин Михальцов

В коллекции Януковича их три, все разные. Есть редкий экспортный вариант, оснащенный лучшей шумоизоляцией, пепельницей и косыми молдингами на бортах. Задний привод, воздушное охлаждение, 30 лошадиных сил и четырехступенчатая КПП.

Для статуса и габаритов бывшего президента Украины идеально подходит черный «членовоз». Так в народе называли автомобили марки «Чайка». Их производили ограниченными партиями на заводе имени Горького. Эти авто возили высших партийных руководителей Страны Советов начиная с шестидесятых годов.

Фото: Валентин Михальцов

ГАЗ-13 своей эстетикой напоминает люксовые американские авто 40−50-х годов. В коллекции есть кабриолет и авто с жестким верхом. Под капотом нескромный пятилитровый мотор, выдающий 195 лошадиных сил и трехступенчатый гидромеханический «автомат». Дизайном этого авто явно вдохновлялись китайцы, делая свой «парадный» лимузин.

Фото: Валентин Михальцов

Следующая «Чайка», ГАЗ-14, получила угловатый, кирпичный дизайн. Тут тоже не обошлось без копирования западных аналогов. Но не видя всей картины мирового автопрома, простой советский гражданин об этом не догадывался. «Чайка» вызывала трепет и была символом власти. Автомобиль-мечта.

Фото: Валентин Михальцов

Огромный ЗИЛ 41 047 1986 года выпуска — более поздняя версия самого большого «членовоза». С годами эти лимузины становились все больше и больше. 6,4 метра в длину, вес в 3,5 тонны и огромный просторный салон. В движение это великолепие приводит семилитровый карбюраторный мотор мощностью 315 лошадиных сил. КПП — трехступенчатый автомат. Расход по городу страшно представить.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

В самом углу стоят и самые свежие экземпляры в коллекции. Например, Mercedes G550 в редком кузове кабриолет — ох и любит Янукович кабриолеты! Mercedes дорабатывали в «придворном» тюнинг-ателье Brabus. На огромных литых дисках 22-го радиуса это авто выглядит игрушечным. Судя по износу шин, на нем практически не ездили.

Фото: Валентин Михальцов

Рядом еще один Mercedes, и снова с мягким верхом. Родстер SLS AMG 2012 года выпуска с восьмицилиндровым шестилитровым турбомотором дает ураганную динамику. Главное — в него поместиться.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

А звание самого брутального кабриолета коллекции можно смело отдавать Dodge WC 63 1943 года выпуска. По классификации, это трехосный кабриолет. Грузоподъемность — полторы тонны. Это авто приехало по ленд-лизу и чудом дошло до наших дней.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

Не музейный новодел

Новоделов в гараже несколько.

Сверкающая свежей краской «Волга» почему-то стоит на странных литых дисках. Не было таких в пятьдесят седьмом году. Салон тоже явно не оригинальный — бежевая кожа, новые приборы и магнитола. На табличке написано, что под капотом 157-сильный агрегат от Subaru. На руле и подголовниках вышивка Su Perabo. Это девиз Януковича, начертанный на его гербе. В переводе с латыни — «Все преодолею».

Фото: Валентин Михальцов

Соседняя «Победа» — лучше бы я не заглядывал в салон. Как теперь «развидеть» этот маленький спортивный руль и бежевую кожу из ближайшего ателье? На таком аппарате только свадьбы возить в провинциальном городе. Авто построено на агрегатах Mercedes S600. Под капотом 12 цилиндров и автомат.

Фото: Валентин Михальцов

Есть «Волга» в редком кузове универсал. Эти авто работали на службе скорой помощи. Но этот музейный автомобиль как бы милицейский. Раскраска выполнена аэрографией, причем не очень аккуратно. Видны подтеки под малярную ленту и подтеки краски на гербе. Слава богу, до мотора не добрались. Внутри остался «стоковый» агрегат мощностью 76 лошадей.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

Зачем было тратиться на подобные агрегаты, непонятно. Коллекционной ценности подобные авто не представляют. Каждый день тоже ездить неудобно, да и бессмысленно. Выглядит, конечно, интересно. Свадьбы возить или сниматься в кино такие авто могли бы отлично, но Янукович ведь точно не планировал этим заниматься.

В этом гараже еще есть много интересных автомобилей и мотоциклов. Обо всем не расскажешь, да и незачем. Ведь можно приехать и посмотреть. Бонусом к посещению музея будет вся остальная территория «Межигорья». Там можно провести целый день.