реклама
реклама


Эксклюзив


Иван Петренко, фото: Глеб Малофееев,

Их часто обвиняют — здесь снег не убрали, а если убрали, то солью не посыпали, или наоборот, очень много посыпали, кучи в первой полосе оставили.

Зачем водители снегоуборочных машин едут по центру дороги, почему не посыпают солью тротуары и что бывает с теми, кто пытается «прощемиться», рассказал AUTO.TUT.BY водитель второго класса ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Виктор Черкас.

Фото: Глеб Малофеев

О новых MAZ-MAN

Начинал свою трудовую деятельность Виктор Алексеевич с водителя автомобиля скорой медицинской помощи. Но проработал там недолго. Говорит, платили совсем мало. Потом устроился водителем грузовика — развозил продукты в минские магазины. Но когда позвали в «Горремавтодор», отказываться не стал. В этом году будет 12 лет, как Виктор Черкас трудится в этой организации. Его общий стаж работы водителем — почти 20 лет.

— Терять тогда нечего было, зарплаты копеечные. А тут обещали, что если работать много, то и зарплата будет хорошей. Сначала был просто водителем самосвала, потом сел за руль снегоуборочной машины.

По словам собеседника, водителем в «Горремавтодоре» работать нелегко. Это и ненормированный рабочий день, и частые подъемы ночью. Но платят хорошо. А недавно Виктору Черкасу и его напарнику доверили новенький MAZ-MAN с современным снегоочистительным оборудованием.

Фото: Глеб Малофеев— Говорить о надежности MAZ-MAN пока очень рано — всего 1400 километров на этом грузовике прошел. А ведь еще и месяца нет, как он поступил к нам. Даже обкатку не прошел полностью. Но машина комфортная, работу всего оборудования можно контролировать, не выходя из кабины. Все автоматизировано.

Фото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб Малофеев

Водитель показывает пульт управления с ЖК-дисплеем и джойстиком.

— Вот я задаю плотность разбрасывания соли, а здесь я регулирую радиус. От 2 до 12 метров можно разбрасывать. Два метра — это даже меньше стандартной полосы на проспекте. Только для тротуаров годится, но солью мы тротуары теперь не посыпаем — жаловаться пешеходы стали, что обувь портит. Но мне кажется, что лучше обувь испачкать, чем ногу сломать.

Фото: Глеб Малофеев

По словам водителя, 9 тонн соли в кузове достаточно, чтобы полностью обработать проспект Независимости в обоих направлениях. Стоимость одной тонны — около 270 тысяч белорусских рублей. Считайте сами, сколько миллионов уже высыпано только на одной центральной улице столицы. Расход дизельного топлива у нового грузовика варьируется от 40 до 100 литров. Все зависит от состояния проезжей части и количества опущенных отвалов. В свой лексикон водители даже ввели термины «лето» и «зима». Трудно представить, что во время «Эммы» или «Даниеллы» на проспекте Независимости, по мнению водителей снегоуборочной техники, было «лето».

Фото: Глеб Малофеев

— Если «лето», то минимум 40,8 литра солярки на сотню расходуется. О какой экономии топлива может быть речь? Машина новая, еще даже обкатку не прошла. Всегда за рамки лимита выхожу. Мне вообще эту машину жалко — только пришла и сразу в бой со стихией.

Как работник «Горремавтодора» Виктор Черкас понимает, что новую машину нужно как можно больше нагружать — она современная и может выполнить гораздо больше работ, чем старые ЗиЛы. Но сердце опытного водителя разрывается от боли — жалко ему нагружать новый двигатель до завершения обкатки…

Фото: Глеб Малофеев— Берегу новый МАЗ. Лучше пару раз проеду по заснеженной дороге с одним работающим отвалом, чем один раз на максимальных оборотах чистить двумя. Думаю, руководство меня понимает. Минусы конкретно этой машины — очень большая для города. Порой очень трудно маневрировать в потоке. При стандартной ширине полосы МАЗ занимает полторы. Остается только метра полтора-два свободной второй полосы. А вообще 7 метров по ширине можно сразу очищать! Но все равно находятся те, кому быстрее всех надо. И мигалки работают, и ограничители горят. А они сунутся.

О водителях, ДТП и эвакуаторах

Кстати, эту машину в «Горремавтодоре» уже дорабатывали — устанавливали флагштоки с габаритами, чтобы сами водители видели, где сейчас находится край отвала. Перед каждым выездом в город водитель обязан помыть машину и ограничители. Грязную машину просто-напросто не выпустят с базы.

Фото: Глеб МалофеевФото: Глеб Малофеев

— Самое главное — помыть дорожные знаки на корме кузова. Пару кругов по проспекту с солью — и знаки снова закиданы грязью, снегом и солевой пылью. А они должны быть всегда чистые, чтобы водители их издалека видели и объезжали нас. Вот смотрите на эту машину! Ну куда лезет…

Фото: Глеб МалофеевВодитель показывает в зеркале немецкий минивэн. Расстояние кузова до края отвала — всего сантиметров 20−30.

— А если его занесет? А вдруг я не замечу вообще его? Малолитражку какую-нибудь не видно ведь, но никто об этом не думает. А если половину кузова снесу, я буду виноват — судьба водителей снегоуборочной техники такая.

Совсем недавно был случай. Чищу проспект Независимости. Вижу, загорелся красный. Начал плавно снижать скорость, еду, как обычно во время работы, по центру. А тут девушка решила меня обогнать, видимо, не заметила красный на светофоре. Обгоняет, замечает красный и резко тормозит. Я в экстренное торможение перешел, чтобы ее не ударить отвалом. Обматерил ее мысленно, смотрю, а у нее на пассажирском сиденье глянцевый журнал открытый лежит. Рассматривает его на ходу!

Но больше всего Виктор Черкас возмущен «учителями». Да, есть у нас в стране и те, кто пытается «поучить» водителей снегоуборочной техники.

Фото: Глеб Малофеев

— Объезжаю как-то автобус на остановке. Вижу, никому препятствий не создаю. А в этот момент по соседней полосе BMW ехал. Досталось ему тогда солью немного.

Виктор Алексеевич сразу пояснил, что солью повредить машину невозможно. Если, конечно, не подъехать к рассеивателю ближе чем на полметра. Да, постучит по кузову, но повреждений не оставит.

— А водитель, видимо, подумал, что я специально его осыпал. И решил поучить — обогнал и резко затормозил. Мне объезжать его негде было, начал резко тормозить, но понимаю, что тормозного пути не хватит. Зацеплю его все равно отвалом, не в автобус же с пассажирами врезаться. Повезло, что BMW додумался поехать. Иначе аварии не избежать было.

Фото: Глеб МалофеевБыли за время трудовой деятельности у Виктора Черкаса и два ДТП. Как произошло одно из них Виктор Алексеевич даже не заметил — вернулся на базу, а следом девушка на легковушке.

— Приехала и говорит, что я задел ее на площади. Если вот так влезла, как эти сегодняшние водители, то мог и не заметить. А ей глаза зачем? Инспектор ГАИ минимальный штраф дал мне, а ей страховая все покрыла.

Приходилось Виктору Черкасу вытаскивать из кювета тех, кто пытался обогнать на трассе снегоуборочные машины.

— Выходят на обгон, а состояние дорожного покрытия не учитывают. В итоге машину начинает носить прямо перед моим носом и выкидывает на обочину или в кювет. Один такой, тоже на BMW, не справился с управлением и съехал с дороги. За рулем — совсем молодой паренек. Говорит, не думал, что так может получиться. А чем он вообще думал, выполняя такой маневр, для меня загадка. Связали несколько тросов тогда, и я вытаскивал его.

Второе ДТП произошло в «Хавьер» на трассе Минск — Микашевичи. Виктор Черкас тогда еще на самосвале с прицепом работал.

— Поехал за солью в Солигорск, и раскрутило машину на скользкой трассе. Хорошо, что не перевернулся сам и никого не задел. Повезло, можно сказать. Вытянули машину, вернулся на базу, а домой только через два дня попал — все снег убирали и вывозили из города. Помните те времена? Досталось тогда всем.

Фото: Глеб Малофеев

Сразу после «Хавьера» были разработаны планы по взаимодействию «Горремавтодора» и ГАИ во время очистки города. Лично мне так работать легче. Скорость движения колонны выше, дорога очищается лучше, снег выбрасывается дальше. И «торопыг» меньше. Но, признаюсь, и во время совместной работы с ГАИ такие бывают.

О рабочем дне

С 3 января Виктор работал без выходных. В воскресенье, 24 января, — первый выходной. Мужчина хочет провести его дома, отдохнуть после трудного «боя» со снегом.

— С восьми до восьми работали. Утром приезжать нужно раньше. Ну и уехать вовремя тоже не получается — машину помыть нужно, напарнику ее передать.

Фото: Глеб Малофеев

Бывали у Виктора Черкаса во время «Даниеллы» и подъемы среди ночи — мобильный телефон должен быть всегда включен.

—  Я на личной машине быстро приезжал. А за теми, у кого нет своего транспорта, выезжала «дежурка».

Ночью, по словам водителя, чистить дороги легче. Машин почти нет, и на уборку проспекта Независимости в одну сторону колонной машин уходит чуть более получаса. Потом начинается чистка тротуаров, площадей и уборка сугробов в первой полосе.

После окончания рабочего дня Виктор Черкас садится в свой Peugeot и едет домой. Возле дома традиционно достает из багажника лопату — всегда ее возит с собой — и чистит себе место для парковки. Такая история повторяется изо дня в день…

— Как буду бороться с теми, кто паркуется на местах, которые я почистил? Да никак. Не в том возрасте я, чтобы свое расчищенное место коробками или табуретками заставлять. Парковка ведь общая, не моя. Да, обидно, что кто-то три места почистил, а другой — ни одного. Поэтому и считаю, что давно пора было обязать водителей очищать место возле своей машины. Это нормальная практика. А вообще до нашего общежития уборочная техника редко доходит. Сами все подходы и парковку чистим.

Фото: Глеб МалофеевРаньше, может, и сам бы Виктор Черкас возмутился этому, но теперь понимает, что для «Горремавтодора» важнее открыть движение на основных артериях города, чем заниматься чисткой парковок и дворовых территорий.

Фото: Глеб Малофеев— До них тоже очередь доходит, но в самый последний момент. Потому Мингорисполком и призывал минчан помочь в уборке. А вообще мне кажется, что большинство людей и просить не нужно — белорусы ответственные, сплоченные и всегда откликаются на помощь. Но везде есть исключения, к сожалению…

Комментарии с форума

  • fc2zx 24 января 2016 в 20:16 из Беларуси

    На днях Маяковку убирали от снега. Снег спец.машиной грузили в грузовики и так повторяли по всей улице. Потом красавцы уехали , а на крайней левой 4и средней 3 полосе осталось куча снега. Вечер, темно, ни знака, ни чего. При всём мастерстве можно улететь на встречку или создать аварийную обстановку. И всё на ровном месте и за халатности так уборщиков снега.

  • fc2zx 24 января 2016 в 20:18 из Беларуси

    А если соль или песок посыпаешь, то не тянись 30, а поднажми до 40-50 и ни кто обгонять не будет!

  • fc2zx 24 января 2016 в 20:20 из Беларуси

    А сколько стекол и кузова разбили и покоцали - не сосчитать!

  • TUT. Я 24 января 2016 в 21:24 из Беларуси

    белорусы ответственные, сплоченные и всегда откликаются на помощь. Но везде есть исключения, к сожалению… Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/481896.html ответственные - может быть, про всех сказать не могу. сплочённые - нет, нет и ещё раз нет. сплочённости уже давно нет. хотя может мне такие попадаются(не сплочённые)

  • вася_василевич 24 января 2016 в 21:40 из Беларуси

    fc2zx (24.01.2016 20:20) писал(a):
    А сколько стекол и кузова разбили и покоцали - не сосчитать!
    Чайник, мозги иметь надо, когда видишь работающую дорожную технику, а водительское надо заслужено получать, а не покупать

  • 2100009132902 24 января 2016 в 22:11 из Беларуси

    вася_василевич (24.01.2016 21:40) писал(a):
    Чайник, мозги иметь надо, когда видишь работающую дорожную технику, а водительское надо заслужено получать, а не покупать
    Вася что вы пишите? Чайник . Осел . Дебил. И еще вы претендуете на звания грамотного и культурного водителя ! Стыдно.

  • вася_василевич 24 января 2016 в 22:32 из Беларуси

    2100009132902 (24.01.2016 22:11) писал(a):
    Вася что вы пишите? Чайник . Осел . Дебил. И еще вы претендуете на звания грамотного и культурного водителя ! Стыдно.
    Будучи за рулём с 80-го, НИКОГДА ранее не наблюдал на дороге столько бездарей, дебилов, наглецов, алкашей, наркоманов и, вообще, тех, кого к машине со стороны водительской двери подпускать НЕЛЬЗЯ

  • fineday 24 января 2016 в 22:34 из Беларуси

    Культуры вождения у нас никакой - прут колхозники как хотят, им наплевать не то что на снегоуборочную технику - скорую с включенными маячками даже не пропускают

  • distu.rb-7 24 января 2016 в 22:47 из Беларуси

    Всех наградить медалями и даць па три квартиры.

  • distu.rb-7 24 января 2016 в 22:48 из Беларуси

    Цяпер мне панятна пачему все кавши вверх и соль сыпят - эканомия 50 литрав.

  • 2100009132902 24 января 2016 в 22:48 из Беларуси

    вася_василевич (24.01.2016 22:32) писал(a):
    Будучи за рулём с 80-го, НИКОГДА ранее не наблюдал на дороге столько бездарей, дебилов, наглецов, алкашей, наркоманов и, вообще, тех, кого к машине со стороны водительской двери подпускать НЕЛЬЗЯ
    Интересно что бы вы написали будь у вас стаж с 60- тых. Здох...ти. Все!!! Откуда вы все взялись ? Раньше вас не было! ААА....!!!

  • distu.rb-7 24 января 2016 в 22:50 из Беларуси

    Знал я аднаго гореавтодора так ён саляру па 100-200 литров за раз прадавал.

  • vist_vist_talks42 24 января 2016 в 23:12 из Беларуси

    В Минске может они и чистят сначала потом уже уродуют дороги и природу солью а вот в районах у дорожников нет понятия что такое чистить дороги.. у них просто на снег соль рассыпают делая жуткую ккашу да и дело с концом..Замечено и не раз. с солью своей вообще мрак.. когда надо и не надо все в соли и зиме уже радости нет.. сплошная грязь..Все Солигорские териконы постепенно распределяются по всей територии страны.....

  • distu.rb-7 24 января 2016 в 23:20 из Беларуси

    vist_vist_talks42 (24.01.2016 23:12) писал(a):
    В Минске может они и чистят сначала потом уже уродуют дороги и природу солью а вот в районах у дорожников нет понятия что такое чистить дороги.. у них просто на снег соль рассыпают делая жуткую ккашу да и дело с концом..Замечено и не раз. с солью своей вообще мрак.. когда надо и не надо все в соли и зиме уже радости нет.. сплошная грязь..Все Солигорские териконы постепенно распределяются по всей територии страны.....
    В Минске тока праспекты чистят.Всё астальное соль да каша па калена.

  • bodro1 25 января 2016 в 08:00 из Беларуси

    вася_василевич (24.01.2016 22:32) писал(a):
    Будучи за рулём с 80-го, НИКОГДА ранее не наблюдал на дороге столько бездарей, дебилов, наглецов, алкашей, наркоманов и, вообще, тех, кого к машине со стороны водительской двери подпускать НЕЛЬЗЯ
    И? Бесит и выводит из себя? Вам дорога так же из-за руля... Спокойнее, Вася!!!

  • chuvak911 25 января 2016 в 12:29 из Беларуси

    По словам собеседника, водителем в «Горремавтодоре» работать нелегко. Это и ненормированный рабочий день, и частые подъемы ночью. Но платят хорошо. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/481896.html В ГРАД - платят хорошо Сказочник! Особенно летом! Ага! Родственник там работал - знаю не по наслышке.Народ увольнялся во всю, т.к. у предприятия долгов - выше крыши. Герой стать домой на "Пежо" поехал... Наверное дизельное....Т.к. хищение топлива в горремавтодоре - в порядке вещей.Зарплата маленькая, а все на машинах на работу ездят.

  • fino88 25 января 2016 в 14:08 из Беларуси

    Учителя учат даже такие МАЗы? Смельчаки ,однако)

  • victor947 25 января 2016 в 17:54 из Канады

    Почитаешь и жалко становится труженика. И тяжело, и ночью приходится работать. А вот в Монреале чистка дорог делается в основном ночью, чтобы к 5 утра автобусы могли нормально выйти на линию, а днём только подчистка дорог иногда и посыпка. Водители в комфортных кабинах в майках и рабочих жилетах. Соль годится только до -10 градусов, поэтому посыпают какой то химией от которой даже при -20 текут ручьи. Дороги очищают до чистого асфальта, до полной видимости разметки. При чём маршруты проложены так что вы никогда не увидите такую технику в прогулочном варианте, да и посыпку делают машины поменьше. Они не настолько богаты чтобы такой техникой как на фото делать посыпку дорог, а загружать снег погрузчиками амкодора. На каждый вид уборки своя техника- от грейдера и роторных снегоотбрасывателей и погрузчиков до машин по посыпке реагентами.

  • Zloy_Troll 25 января 2016 в 17:55 из Беларуси

    вася_василевич (24.01.2016 21:24) писал(a):
    РАЗВЕСЕЛИЛ ТОЛЬКО дебилы пытаются бульдозер учить !!!
    А неужели мало их на дорогах?

  • joric505 25 января 2016 в 22:09 из Беларуси

    Посмотрите как чистят дороги в Канаде. Кто подсчитает количество снегоуборщиков. Я сбился со счета. Нам ещё далеко до такого. Смотреть всем. https://www.youtube.com/watch?v=UPxqHlwEf3o

  • joric505 25 января 2016 в 22:10 из Беларуси

    https://www.youtube.com/watch?v=UPxqHlwEf3o

  • bol4onok 26 января 2016 в 11:33 из Беларуси

    joric505 (25.01.2016 22:10) писал(a):
    https://www.youtube.com/watch?v=UPxqHlwEf3o
    И заметьте, за полторы минуты ниодной гражданской машины(кроме тех, что с развязки идут)