реклама
реклама


  • Сегодня читают
реклама

Эксклюзив


Валентин Михальцов, фото автора,

Команда AUTO.TUT.BY много путешествует. И в дороге мы подумали, что вам будет интересно почитать путевые заметки об автомобильной жизни в разных странах. Из города в город привычные нам вещи меняются. Если обращать на них внимание, то можно избежать ошибок и перенять опыт. Или просто полюбопытствовать тоже полезно. Сегодня мы в Киеве.

Фото: Валентина МихальцоваНа чем ездят

У американцев начала XX века был Ford-T. У жителей Советского Союза «жигули». У восточных немцев был Trabant. В свое время это были «народные» автомобили. В Украине сегодня тоже есть такой автомобиль.

Фото: Валентина Михальцова
Народным авто в сегодняшней Украине можно назвать Daewoo Lanos или Chevrolet Lanos. А еще ЗАЗ Lanos и Sens. Все они братья-близнецы.

В любую секунду времени на любой киевской улице в транспортном потоке будет хоть один брат. Или же он будет припаркован где-то рядом. Тут сотни этих машин. На пару с Daewoo Matiz они стали самыми продаваемыми дешевыми авто в Украине.

Производство Lanos в 2008 году стало на 80% украинским. Lanos выигрывает в цене за счет местной сборки и качества пониже. На запорожском заводе штампуют, варят и красят кузова, моторы делают в Мелитополе. По отзывам местных таксистов, седан Geely MK сделан лучше. Но и стоит дороже примерно на 2000 долларов. Новый ZAZ Sens с мелитопольским мотором 1,3 л в базовой комплектации стоит в среднем 5900 долларов. На «вторичке» цены на 3−5-летние машины ненамного ниже новых. В среднем просят 4000−4500 долларов.

Пожилой «премиум» уходит с улиц Киева. Легендарных «семерок» в тридцать восьмом кузове встретилось всего несколько штук, и те не в лучшем состоянии. Так же себя чувствуют тут и премиальные Mercedes и Audi из 90-х. Новый бюджетник побеждает.

Фото: Валентина Михальцова
Если хочется выделиться на фоне бесконечных серых Lanos, то можно приобрести что-нибудь поинтересней. Например, купе Jaguar XK последнего поколения. Сразу два на одной улице. И оба припаркованы неправильно.
Фото: Валентина Михальцова

«Гран-туризмо» мелковат и не очень подходит для ухабистых дорог? Тогда внедорожник побольше. Премиум SUV наподобие Range Rover Vogue или BMW X6 отлично подойдет для киевских улиц. Ведь тут любят большие авто — чем больше, тем лучше.

Фото: Валентина Михальцова
Фото: Валентина Михальцова
Фото: Валентина Михальцова
Фото: Валентина Михальцова

Фото: Валентина Михальцова

А еще тут разрешена тонировка передних боковых стекол и можно приобрести короткий номер для авто. Все это вместе создает огромный простор для крутого тюнинга по-киевски.

Фото: Валентина МихальцоваФото: Валентина МихальцоваФото: Валентина Михальцова

Уровень показного «автопатриотизма» заметно упал за последний год. Во время Майдана очень многие ездили с украинскими флагами, красно-черными знаменами. Сегодня символики на авто киевлян стало меньше. Нет больше наклеек на все заднее стекло о «нехорошем Путине», совсем мало автовышиванок. Только пара ленточек на зеркале — Украина и Европа, причем в редких машинах.

Есть в городе и любители изысканного итальянского стиля. Красная, как маки в украинских степях, Alfa Romeo 159 ярко выделяется на фоне одинаковых Lanos. Кстати, знойная Alfa и неприметный Lanos создавались одним человеком — внешний вид обоих автомобилей разработали в бюро Italdesign под руководством легендарного дизайнера Джорджетто Джуджаро.

Как паркуются

Фото: Валентина Михальцова
Все дни нашего пребывания в Киеве красная Alfa стояла на тротуаре у метро, периодически уезжая и возвращаясь.

То есть не места не хватало, просто по привычке так паркуется владелец. И он такой не один. Парковка на тротуарах — норма в этом городе. Это явление приобретает разные формы на улицах.

Фото: Валентина Михальцова
Можно заехать передними колесами на тротуар, если большой джип не помещается иначе.
Фото: Валентина Михальцова
Можно парковаться вторым рядом на пешеходной зоне.

Широкие тротуары на некоторых центральных улицах успешно превратились в стоянку. Под слоем снега там постоянно ржавеют брошенные авто. А в рабочее время все свободное место на тротуаре заполняется автомобилями.

Неправильно припаркованные авто тут также эвакуируют. Но выборочно и с такой же эффективностью, как и в Минске, — весь город не эвакуируешь, а суть проблемы такие меры не меняют. Поэтому стоянка на тротуарах продолжается. В некоторых местах для защиты тротуаров поставили столбики.

Фото: Валентина Михальцова
Возле снесенного памятника Ленину на Бессарабской площади хитрый маленький SMART стоит на защищенном тротуаре. Похоже, он проехал между столбиков.
Фото: Валентина Михальцова
Парковка в центре на многих улицах платная. 7−10 гривен (5000−7000 рублей) за час.

Но вот из-за несовершенства законодательства наказать за неоплаченную парковку не могут. Нет такой статьи в Административном кодексе Украины. Поэтому у паркоматов стоят специальные парковщики, которые убеждают людей заплатить. Не хочешь, чтоб колеса прокололи, — кидай денежку в паркомат.

Следуя городской логике, многие авто должны увезти своих владельцев из центра на окраину вечером. И на окраине тоже должен начаться парковочный «праздник». В Минске так и происходит. Чтобы сравнить ситуацию с белорусской, выходим на станции метро «Минская». Тут огромный жилой массив восьмидесятых годов постройки, напоминающий нашу Серебрянку. Парковочных мест тут также немного.

Пятница, 20.00. Свои все дома сидят, чай пьют с плюшками. А машины под подъездом оставили. Все дворы тут так же запаркованы, только они еще и темные очень. Многие находят место для парковки на газонах. Хотя эта задача усложняется многочисленными заборчиками по периметру зеленых зон.

Автовладельцы обозначают свои права на парковочные места старыми шинами.

Дороги и топливо

Качество топлива в Украине оставляет желать лучшего. Рейтинги АЗС тут актуальны. Можно и на поддельное топливо нарваться, по данным местных СМИ, пятая часть топлива на заправках тут «паленая».

Цены на топливо при этом чуть выше белорусских. Литр 95-го стоит в среднем в пересчете на белорусские рубли — 16 500, дизель — 13 200. Причем заправок разных брендов очень много, и цены не регулируются государством. В разных местах цены могут сильно отличаться. Но есть шанс нарваться на «бодягу», покупая дешевый бензин.

Фото: Валентина МихальцоваКачество дорог сравнимо с минскими. При этом у Киева есть прекрасная особенность, которой Минск уже лишился, — брусчатка. В историческом центре города ее много. Ездить по ней, конечно, ужасно, но зато как красиво! На исторических улицах смотрится очень гармонично.

Асфальт на Крещатике пережил Майдан и сохранился намного лучше, чем наш после одного парада. Только дыры подлатали и открыли движение. Закрыт проезд только по части Институтской улицы, на месте самых страшных событий февраля 2014 года. Но некоторым водителям память о Небесной сотне не мешает на этом закрытом участке парковаться. А что — бесплатно же, спасибо, хоть не перед мемориалом погибшим.

Огромным памятником неудавшейся борьбе с пробками служит недостроенный мост через Днепр. Его начали строить двенадцать лет назад, но до окончания строительства еще далеко. То денег нет, то огромный кран в воду рухнул, то уже построенное на металл распилили. Этот мост должен был связать крупный жилой район с центром города.

При отсутствии денег власти Киева могли бы подойти к работе нестандартно. Ведь у них есть отличный нематериальный актив — брутальность мэра. Можно перенять опыт Вильнюса и раздавить парочку неправильно припаркованных авто танком. Кличко на танке, может, и не решит проблемы кардинально, но наглых «паркунов» на тротуаре точно меньше станет.

Фото: Валентина МихальцоваИли быстро очистить город от снега, разослав всем СМС: «Убери снег, быстро. Кличко». И все, сразу чисто станет. Но дороги здесь явно не на первом месте, средства выделяются только на текущий ремонт. А проблемы пробок и парковок тут стоят острее, чем в Минске.