реклама
реклама
  • Сегодня читают
реклама

Эксклюзив


/

Эдуард, Михаил и Кирилл - пенсионер, водитель скорой помощи и строитель, ранее друг с другом не знакомые, - купили в России в начале 2014 года б/у машины: бюджетные Skoda Fabia, Renault Laguna и VW Passat B5. В начале марта уплатили утильсбор - чуть более 800 тыс. рублей, как рассчитали им при составлении документов. Однако уже в ноябре выяснилось, что расчеты были неверными, и теперь автовладельцы должны доперечислить в бюджет более 60 млн каждый - "недоплаченный" сбор, пени, штраф налоговой. Их имущество арестовано, Минская региональная таможня подала в суд на взыскание задолженности. Люди в отчаянии.



Истории троих пользователей AUTO.TUT.BY абсолютно идентичны - все они жители Минской области, все обращались за оформлением документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, к представителям фирм, оказывающих услуги в том числе таможенного декларирования, все "недоплатили" бюджету более чем по 43,5 млн рублей, за это получили еще 11,5  млн рублей пени, данные о их нарушениях были переданы в налоговую, которая насчитала "нарушителям" еще по 6,5 млн штрафа. Имущество автовладельцев - квартиры и дом - арестованы и описаны, им ограничен выезд за пределы страны. 

Мы расскажем о сложившейся ситуации на примере одного из героев - 62-летнего Эдуарда Николаевича из Борисова, который в начале 2014 года купил первый за всю жизнь автомобиль - недорогую Skoda Fabia. Покупка была оформлена 10 января в Ярцево Смоленской области. За машиной ездил сам пенсионер, он оформил с продавцом договор купли-продажи через комиссионный магазин.



Со всеми необходимыми документами мужчина вернулся в Беларусь. Владелец авто - Эдуард Николаевич - начал было заниматься оформлением, но обнаружилась неисправность в рулевой системе Skoda, машину пришлось чинить. В ГАИ Борисова пенсионер пришел 1 марта - именно в этот день в стране начали взимать утильсбор с автовладельцев, о чем Эдуарду Николаевичу и сообщил инспектор регистрационного отдела. По словам автовладельца, инспектор, покрутив в руках российский договор купли-продажи, сообщил пенсионеру, что для постановки машины на учет нужно оформить счет-справку - и 2 марта Эдуард это сделал.

- 4 марта я отправился на таможню [таможенный пост Минской региональной таможни в Борисове] для оформления документов и уплаты сбора. Там мне предложили оформить и рассчитать все с помощью представителей "Белтаможсервиса" [республиканское унитарное предприятие, учредителем которого является Государственный таможенный комитет] - они располагались в здании поста таможни. Заключил договор поручения на совершение таможенных операций в качестве таможенного представителя - за 105 тысяч рублей сотрудник "Белтаможсервиса" обязался составить документ, отражающий исчисление и уплату утильсбора - так называемый РС. Мною были предоставлены ПТС, договор купли продажи и счет-справка. Так как машина была ввезена из России, таможенный представитель применил при расчете коэффициент 0,15 - для транспортных средств старше 3 лет, ввозимых физическими лицами для собственных нужд. В качестве одного из оснований для расчета - предоставленных документов - была взята счет-справка.




Документ, составленный представителем "Белтаможсервиса", был представлен для регистрации инспекторам таможенного поста, а после того как автовладелец внес в банк 805 тыс. рублей утильсбора, инспектор таможни выдал ему зарегистрированный документ о том, что сбор исчислен и уплачен - с номером, подписями и печатями инспекторов Борисовского таможенного поста Минской региональной таможни.

Пенсионер спокойно поставил автомобиль на учет в ГАИ и начал его эксплуатировать.

В ноябре история получила неожиданное продолжение: Эдуарду пришло письмо из Минской региональной таможни, в котором его обвиняют в недоплате утилизационного сбора, требуют внести недостающую сумму и погасить пеню, набежавшую с марта.






- Я был, мягко говоря, шокирован. Что получается: я обратился в таможню - как должен был, обратился за оказанием услуги по оформлению расчета утильсбора - как должен был; оплатил его на основании выданных мне специалистом "Белтаможсервиса" документов - как должен был. Что я нарушил? То, что это первая машина в моей жизни, и я не совсем понимал разницу между договором и счетом-справкой? Так здесь я сделал то, что сказал сотрудник ГАИ.

Именно основание для постановки машины на учет и стало камнем преткновения в данной ситуации: договор купли-продажи подтверждает, что автомобиль был приобретен на территории России и был ввезен физическим лицом для личного пользования, а счет-справка говорит о том, что сделка была оформлена в Беларуси - то есть эти документы в принципе являются взаимоисключающими. И последняя ситуация под понижающий коэффициент 0,15 при исчислении утильсбора не подпадает, коэффициент вырастает в разы - до 8,26. А для регистрации автомобиля в ГАИ была представлена именно счет-справка.





- Я предоставлял и то, и другое в "Белтаможсервис". И если бы его сотрудник, услуги которого я еще и оплатил, внес в документ договор-купли продажи, а не справку-счет - этой ситуации бы не возникло. Если бы инспектор, проверявший эти документы, увидел ошибку в расчетах тогда - я в тот же день мог аннулировать сделку, совершенную на территории Беларуси (по справке-счету), ведь у меня был договор, и этой ситуации тоже бы не возникло. Но договор не "увидели" и не приняли во внимание в таможне, хотя проверка документов и сведений при таможенном оформлении - это, в соответствии  с Таможенным кодексом, обязанность таможенных органов!

Пока Эдуард вел переписку с таможенными органами, пеня росла, а представители ГТК объясняли пенсионеру, что он сам как заявитель должен был провести все расчеты корректно - и это именно его, а не сотрудника "Белтаможсервиса", обязанность как плательщика утилизационного сбора

- То есть меня убеждают, что я, человек, закончивший школу в 1972 году, не имеющий юридического, таможенного или иного специального образования, в состоянии - и более того, обязан, - самостоятельно составить и подать "документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора"!

В марте пенсионер получил новое письмо - на сей раз от налоговой: орган МНС постановил привлечь его к административной ответственности за неуплату сбора и назначить штраф в размере 15 процентов от суммы неуплаченного сбора - 6,5 млн рублей.




Эдуард попытался обжаловать постановление, отправив материалы по почте заказным письмом, судя по датам, запрошенным на почте и зафиксированным в квитанции, на 7-й день после получения постановления. Однако налоговая получила его позже и, посчитав, что 10-дневный срок для обжалования истек, в этом праве пенсионеру отказала.

Параллельно с этим Минская региональная таможня постановила наложить арест на единственное имущество Эдуарда Николаевича - частный дом площадью 110 м2 в Борисове (злосчастную Skoda он еще на этапе разбирательств продал сыну Игорю - "От греха подальше, чтобы не конфисковали"), ограничила его в праве выезда за границу и обратилась с иском о взыскании задолженности в суд. Именно дом будет обращен в счет погашения - если суд встанет на сторону таможни. В случае Михаила на месте дома - единственная квартира, в которой тот проживает. Арест на имущество Кирилла наложить пока не успели.


Из искового заявления

Уже  этому моменту трое "пострадавших от утильсбора" - Эдуард, водитель скорой Михаил из Борисова и 22-летний строитель Кирилл из Светлогорска - нашли друг друга, объединились и стали писать коллективные письма в ГТК и прокуратуру.

Все они рассказывают AUTO.TUT.BY, что в личных беседах им поясняли, что, мол, в тот момент ошибиться мог каждый - ведь в начале марта 2014, когда утильсбор уже взимали, разъяснений о порядке того самого взимания попросту не было. "Получается, нам просто не повезло оформлять этот платеж именно тогда? И только лишь из-за своего "невезения" мы тратим нервы, деньги и силы на то, чтобы доказать этому государству, что виноваты лишь в том, что делали все так, как нам сказали его представители?"

В последнем пришедшем им документе (каждому - одинаковом) - ответе на жалобу, спущенную Генеральной прокуратурой в Минскую транспортную, - наконец-то, по мнению потерпевших, их "услышали". Несмотря на то, что нарушений законодательства в действиях Минской региональной таможни не выявлено, прокуратура посчитала, что определенная ответственность за ненадлежащий расчет все же лежит на сотрудниках "Белтаможсервиса", и готовит представление в адрес руководителя предприятия. Более того - напоминает автовладельцам о праве обратиться с иском о компенсации материального и морального вреда к допустившим ошибку организациям, занимавшимся заполнением документов.



AUTO.TUT.BY обратился за комментарием по данной ситуации в Минскую региональную таможню - к начальнику МРТ Александру Богдевичу, за подписью которого были оформлены все документы к должникам. Александр Викторович с проблемой знаком и уверен, что она не носит массовый характер - из более чем 50 тысяч фактов уплаченного в 2014 году физлицами в Минске и Минской области утильсбора таких, проблемных должников, по его словам, всего 11.

- Дело в том, что утильсбор - это не таможенный платеж. Указом президента он определен именно как "сбор", взимание которого возложено на таможенные органы. В данном случае и сотрудник "Белтаможсервиса" выступает не как таможенный представитель (или агент), а как человек, проще говоря, оказывающий компьютерные услуги, просто заполняющий электронную форму. И ответственность за представленные документы, расчеты и иные сведения для оформления в данном случае несет именно заявитель.

Представитель таможни уверен: "С точки зрения закона эти граждане допустили нарушения. Они были выявлены, им было предложено добровольно погасить задолженность. Далее началась стандартная процедура взыскания". Не поспоришь - формально ведь действительно все так.

- Если факт приобретения автомобилей на территории Российской Федерации, а не Республики Беларусь, как это сейчас следует из документов, будет установлен, и в регистрационные документы ГАИ будут внесены соответствующие изменения - проблема разрешится. Мы отзовем исковое заявление и прекратим процедуру взыскания, - уверяет Александр Богдевич.

Выходит, этим троим автовладельцам нужно, во-первых, признать сделку, оформленную на территории Беларуси, недействительной и аннулировать счет-справку. Во-вторых, обратиться в ГАИ с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы (техпаспорт).

- Это может быть сделано двумя способами - в досудебном или судебном порядке. Чтобы не обращаться в суд, граждане могут обратиться в ГАИ по месту регистрации автомобиля с соответствующим заявлением, - поясняет начальник Минской региональной таможни со ссылкой на разъяснения, данные Государственному таможенному комитету ГАИ МВД Беларуси. - К нему необходимо приложить документы, подтверждающие недействительность сделки о приобретении автомобиля на территории Беларуси [это, например, может быть договор между лицом, выдавшим счет-справку, и покупателем о признании сделки недействительной]. Далее компетентный орган - в данном случае УВД - проведет проверку заявленных сведений. Если подтвердится их достоверность, изменения в техпаспорт будут внесены.
 

- 8 июня в мой дом придут судебные исполнители, которые будут описывать мое имущество для взыскания штрафа налоговой. 12 июня меня ждет суд с Минской региональной таможней, которая будет требовать с меня выплаты невероятных для пенсионера 55 млн рублей - да та самая злосчастная Skoda сейчас стоит дешевле! За что мне это?.. Потому что кто-то некомпетентный один раз отправил меня за ненужной - и даже "вредной" - счет-справкой, а другой некомпетентный не знал, как нужно считать государственный сбор?.. - недоумевает Эдуард Николаевич.

AUTO.TUT.BY будет следить за развитием ситуации.