опубликовано: 
обновлено: 
/


 
История противостояния перевозчиков и государства тянется уже год. Вчера из центра изоляции правонарушителей вышел лидер протестов перевозчиков Сергей Штода и рассказал журналистам об обстоятельствах задержания и дальнейших планах инициаторов "штрафной амнистии" по BelToll.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Через пару месяцев после начала работы системы оплаты дорог (BelToll), в октябре 2013 года, на белорусских перевозчиков посыпался шквал штрафов за августовские и сентябрьские нарушения. Стороны долго выясняли, кто виноват и что делать, в итоге Минтранс, который курирует платные дороги, внес в Совет министров предложение об уменьшении платы за проезд в увеличенном размере (здесь и далее - штрафов. - AUTO.TUT.BY) по отдельным видам нарушений, допущенных перевозчиками, за период август-сентябрь 2013 года (первые месяцы коммерческой эксплуатации системы BelToll. - AUTO.TUT.BY).

Речь шла о нарушениях 1-го типа: о неоплате или частичной оплате проезда по платным дорогам Беларуси; такие могут возникнуть по причине отсутствия бортового устройства, эксплуатации неисправного или некорректно установленного бортового устройства.



Перевозчикам тогда пообещали в самое ближайшее время рассмотреть возможность амнистии. Позже в отношении многих из них была начата процедура принудительного взыскания штрафов. Об амнистии до сих пор ни одного официального заявления не было: рассмотрели ли, приняли ли положительное или отрицательное решение - неизвестно.


В среде перевозчиков сразу возник неформальный лидер - руководитель ЧУП "СТОСС-Сервис" из Смолевичей Сергей Штода. Мужчина встречался с представителями оператора системы BelToll в офисе TUT.BY, ходил по кабинетам чиновников, инициируя штрафную амнистию. По его словам, он, чья задолженность перед госу
Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/433182.html
дарством равнялась 80 тыс. евро (позже Сергей скажет, что эту сумму "перепутали журналисты"), представлял интересы "сотен" (снова же - по его словам) коллег из разных регионов страны, у которых тоже накопились десятки тысяч евро штрафов. "Это крах бизнесу", - заявляли перевозчики.

После того, как Сергей Штода выступил через некоторые СМИ с предложением организовать в Минске несанкционированную акцию перевозчиков, его в 10.30 3 февраля возле дома №4 на улице Бобруйской в Минске задержал ОМОН: официально - за административное правонарушение по ст. 17.1 КоАП "Мелкое хулиганство". Это произошло после того, как прием у первого вице-премьера Василия Матюшевского, на который пришел перевозчик, был отменен. По решению суда Октябрьского района Минска в тот же день Сергея арестовали на 15 суток.

18 февраля инициативный перевозчик вышел из центра изоляции правонарушителей ГУВД Мингорисполкома и уже на следующий день собрал пресс-конференцию.

- [Первый вице-премьер Василий] Матюшевский мне лично устроил "теплый" прием... Считаю, задержали меня предательски, нормальные люди так не поступают... Задержание было корректным. Осудили меня за нецензурную брань, пытались "организовать" также сопротивление и неповиновение [сотрудникам органов внутренних дел].

За пребывание в центре изоляции правонарушителей арестованному выставили счет: 90 тыс. рублей за каждые сутки, итого - 1 350 000. Его Сергей, по собственному эмоциональному заверению, планирует "направить в Дом правительства Матюшевскому". Кстати, из аппарата Совмина в день задержания ему отправили письмо: "Ваше обращение направлено для рассмотрения в Минтранс. О результатах уведомим".

По словам Сергея Штоды, ранее он "просто отстаивал свои и других права и никуда не лез": "После суток буду лезть". Иначе, по его мнению, "вопросы решать не получается: все двери закрыты, везде 10 кордонов".

Претензии перевозчиков, как следует из слов их лидера, скорее предъявляются к сотрудникам Транспортной инспекции и представителям власти: первые не смогли "вовремя предупредить о том, сколько копится нарушений", вторые - не хотят идти на компромисс, объявив сейчас "штрафную амнистию".

- Я принципиально не хочу платить эти штрафы - будь там хоть 100 евро, хоть 100 тысяч. Один - первый - я оплатил, больше - хоть убейте... Это их ошибка.

Сергей уверен: решить проблему можно легко - "дать послабление за первые три месяца [работы системы]". И отступать он не намерен.

- Буду ходить, трясти, пусть хоть 10 раз посадят... Просто будем действовать корректно... Перевозчики поддерживали и поддержат.

BelToll: слова Сергея Штоды - "преувеличение и искажение"

AUTO.TUT.BY не раз пытался получить данные о количестве и размерах штрафов белорусских перевозчиков - в частности, наложенных на компанию конкретно Сергея Штоды - через представителей государственных контролирующих органов (например, Транспортной инспекции). Нам отказывали. Перевозчикам приходилось верить на слово.

Наконец информацию предоставила Kapsch Telematic Services - компания-оператор системы BelToll.

- В словах Сергея Штоды содержится ряд фактов, которые не соответствуют действительности. В частности, искажены суммы оплат в увеличенном размере, наложенных на его компанию – причем они завышены в десятки раз.

Представители оператора системы считают, что преувеличение "направлено на манипулирование общественным мнением в отношении качества работы системы BelToll и дополняется умозрительными заключениями Штоды относительно чьего-то злого умысла, направленного на уничтожение малого бизнеса, а также агрессивной интонацией по отношению к государственным ведомствам, вовлеченным в конфликт".

Информация BelToll о ЧУП "СТОСС-Сервис"
 
Договор пользования платными дорогами был заключен данным пользователем своевременно, до начала коммерческой эксплуатации системы – в июле 2013. При заключении контракта ему было выдано устройство электронной оплаты. Он внес на баланс некоторую сумму. Устройство электронной оплаты изначально было установлено корректно, что подтверждают факты успешной оплаты, начиная со старта коммерческой эксплуатации системы, то есть с 1 августа 2013 года. Начиная с этогй даты системой система фиксирует, что водитель допускает неоднократные нарушения порядка технологической эксплуатации прибора оплаты, в частности, игнорируя двойной звуковой сигнал.

- При двойном звуковом сигнале водитель должен направиться на пункт обслуживания, поскольку данная сигнализация может быть вызвана как низким балансом счета, так и низким уровнем заряда батареи прибора оплаты, - напоминают в BelToll.

Водитель обращался на пункт обслуживания только после получения 4 звуковых сигналов - это означает, что операция по оплате не прошла. Также, по данным системы, были зафиксированы случаи отсутствия связи DSRC с последующими успешными транзакциями с прибором оплаты, что свидетельствует о нарушении технологического порядка пользования УЭО.

- Пользователь передвигался по платным дорогам, пополняя баланс УЭО только после окончания средств на счету, когда средства заканчивались, он некоторое время продолжал ездить, создавая новые нарушения. За период с 02.08.2013 по 21.10.2013 Транспортной инспекцией выставлено 26 актов о нарушении (всего - 31 факт нарушения) на сумму 6760 евро. Первое из них и большинство последующих создано в связи с израсходованием денежных средств на счету. Начиная с 21.10.2013 и по настоящее время в отношении автомобиля данной компании не зарегистрировано случаев неоплаты: именно с этой даты пользователь начал своевременно пополнять баланс счета. Все это вместе позволяет охарактеризовать поведение данного пользователя системы "БелТолл" как поведение принципиального нарушителя правил пользования, то ли сознательно, то ли по безалаберности проигнорировавшего все предупреждения о необходимости пополнить счет. Что привело к такому числу нарушений, - считают в Kapsch Telematic Services.
В компании-операторе системы уверены: требования отдельных пользователей к компании-оператору, которые отстаивают в СМИ идею "амнистии" по нарушениям правил проезда, допущенным якобы по недоразумению в первые два-три месяца работы системы, не являются обоснованными.

- Во-первых, у компании-оператора BelToll нет никаких прав и оснований решать такие вопросы, специалисты могут только проверить отсутствие технического сбоя в работе системы в отношении отдельного нарушения. Во-вторых, система работала в тестовом режиме весь июль, но большинство пользователей пошли за бортовыми устройствами лишь в последние дни перед 1 августа 2013 года. В-третьих, при рассмотрении обращений практически всех нарушителей поводов для требуемой амнистии тоже нет, как правило имела место элементарная халатность, нежелание прочитать инструкцию, неуважение к закону и расчет на "авось".

В компании приводят пример: владелец видимо успешной транспортной компании с парком более 50 автомобилей не согласен с объективностью BelToll, но при этом исправно оплачивает проезд своих грузовиков по платным дорогам в других европейских странах, где работают аналогичные системы того же оператора, что в Беларуси: "За границей ему почему-то становится понятно, как работает система оплаты, и более высокий тариф не смущает, и более высокие штрафы тоже".

"По-человечески амнистировать было бы несправедливо: если освободить хотя бы одного нарушителя от оплаты в увеличенном размере, то это будет нечестно по отношению к тем, кто ее уже оплатил, и тем более к тем, кто все это время добросовестно, без нарушений, платит за проезд", - считают в Kapsch. - Безусловно, у всех нарушителей разное материальное положение, и учесть все обстоятельства дела может только суд. В этом случае должны работать действующие нормы права, и в этом смысле плата за проезд ничем не отличается от вопросов по уплате налогов или алиментов". 
-18%
-50%
-30%
-10%
-10%
-15%
-45%
-25%
-25%
-50%
-15%