/

Пару недель назад в Минске был замечен автомобиль с белорусским орнаментом на кузове. AUTO.TUT.BY встретился с владельцем "вышиваного" VW Golf, чтобы поговорить о реакции на такую машину на улицах. Маркетолог Александр рассказал, почему национальные узоры вдруг стали трендом, а вовсе не частью всемирного заговора против России.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Golf - это попытка оставаться на волне с молодежью в мои 38"

Александр говорит, что полтора года назад выбирал себе, в первую очередь, лучший автомобиль в своем классе. А Golf, по его словам, полностью совпадает с его видением идеального автомобиля.

- Я предпочитаю следить за всеми тенденциями. В конструкции автомобиля нового Golf очень много инноваций. И для меня покупка этого автомобиля - это попытка оставаться на острие изменений. Так сказать, шагать в ногу со временем.

Не удивительно, что с такими запросами Александр купил новый автомобиль в достаточно богатой комплектации.

Александр отдал за свой Golf 32 тысячи долларов, что на 10 тысяч дороже базовой комплектации.
Александр отдал за свой Golf 32 тысячи долларов - это на 10 тысяч дороже базовой комплектации.

- В конструкции Golf масса "фишек". Например, функция освещения бокового пространства при повороте. Очень удобная штука. При повороте в темноте отчетливо просматривается боковое пространство. Также на девушек сильное впечатление производит, когда Golf складывает боковые зеркала.

Как ни удивительно, по словам собеседника, в городе неплохо себя показывает и двигатель объемом 1,4 литра и мощностью 122 лошадиные силы. Кому-то покажется смешным, но даже при таких характеристиках, говорит Александр, автомобиль уходит со светофора первым.

- Мощности двигателя более чем достаточно, чтобы шустрить по городу и трассе. Регулярно получаю по 5-6 "приветов" от ГАИ по почте. К тому же здесь стоит подвеска от прошлого поколения Golf GTI, благодаря которой машина отлично входит в повороты и держит дорогу.

Двигатель, по словам владельца авто, расходует в городе 7 литров бензина, на трассе – 5,5.
Двигатель, по словам владельца авто, расходует в городе 7 литров бензина, на трассе – 5,5.


"Европеизацию нашей культуры вождения не остановить никаким железным занавесом"

Но на трассу Александр выезжает нечасто, передвигаясь на авто в основном в Минске. По его наблюдениям, за последние годы автомобилисты столицы сделали большой рывок в плане культуры вождения.

- Очень много людей сейчас ездит в Литву, Польшу, и никаким железным занавесом не остановить нашу европеизацию. Это касается и культуры вождения.

Панель Golf можно назвать примером европейского подхода: все предельно понятно, а элементы сделаны из качественного пластика и хорошо подогнаны.
Панель Golf можно назвать примером европейского подхода: все предельно понятно, а элементы сделаны из качественного пластика и хорошо подогнаны.

Александр отмечает и тот положительный момент, что в Минске почти все водители начали пропускать пешеходов. Он вспоминает, что лет 7 назад переходящего дорогу человека могли просто сбить - как в Москве.

- Было бы еще круто, если бы на это у нас начали откликаться и пешеходы. Если в Европе ты пропустишь кого-нибудь - он обязательно покажет тебе "спасибо" рукой.

За полтора года Александр проехал 28 тысяч километров, менял лишь "расходники" и собирается менять машину на Golf следующего поколения.
За полтора года Александр проехал 28 тысяч километров, менял лишь "расходники" и собирается менять машину на новый Golf.


"Орнаментом на машине я хочу показать, что мы - не русские, мы - другие"

Пешеходы не благодарят Александра за то, что он их пропускает, зато обращают внимание на авто с национальным орнаментом, который наш герой наклеил 2 недели назад.

- Здесь я не оказался первооткрывателем, ведь сейчас вышиванка - это модный тренд. На волне украинско-российского конфликта белорусы вновь задумались над своей самоидентичностью.

Собеседник говорит, что услугу по оклейке машины оказывает много фирм. На все про все требуется отдать машину на пару часов и заплатить около 100 долларов.
Собеседник говорит, что услуги по оклейке машины оказывают много фирм. На все про все требуется отдать машину на пару часов и заплатить около 100 долларов.

Александр уточняет, что орнамент на его машине - это не столько дань моде, сколько протест против бескультурья и закостенелости, которая есть в белорусах.

- Этим орнаментом я хочу напомнить белорусам, кто мы есть. Мы не россияне. У нас есть свои культура, традиции, ценности и ментальность. Не стоит стыдиться своих корней.

"На мою машину позитивно реагируют даже алкоголики на районе"

Такое напоминание, по наблюдениям нашего героя, белорусские водители воспринимают положительно: пропускают и приветствуют фарами или сигналом. От пешеходов, говорит собеседник, также исходит сплошной позитив, и они часто фотографируют машину.

- Даже у алкоголиков на районе моя машина вызывает очень хорошую реакцию. Недавно шел утром к автомобилю, подходит мужик подшофе и говорит: "Вау, супер".

С реакцией сотрудников ГАИ на "вышиваный" Golf Александр пока не встречался. Напомним, что согласно ПДД размещать на автомобиле можно только те наклейки, которые указаны в правилах.

- Если сотрудник ГАИ меня остановит и будет требовать снимать наклейку, буду пытаться объяснить, что наклейка занимает менее 30% кузова, что не является нарушением.

Да, но национального белорусского орнамента нет в списке наклеек Правил дорожного движения.

- Тогда можно будет попытаться получить разрешение города на передвижение с наклейкой по примеру автомобилей, на которых размещена реклама. Буду обосновывать, что это наш национальный символ.

Александр рассказывает, что этот узор национального символа взят из книги "Беларускі народны арнамент" 1955 года и означает счастье и благополучие.
Александр рассказывает, что этот узор национального символа взят из книги "Беларускі народны арнамент" 1955 года и означает счастье и благополучие.

Наш герой считает глупыми запреты на оклейку автомобилей в Беларуси. Это, по его словам, мешает индивидуализации человека.

- Я вспоминаю советские времена, когда все ходили в серых костюмах и были как братья-близнецы. Я считаю, что люди должны выделяться из толпы, поэтому ограничения на оклейку автомобилей - это лишнее. Чем больше у нас будет ярких машин в потоке, тем будет интереснее.

"В силу своей зомбированности некоторые думают, что моя машина - это заговор против России"

Пока "вышиваный" автомобиль, по наблюдениям Александра, в Беларуси один, но он уверен, что другие владельцы авто последуют его примеру. Тем более что вышиванка сейчас - модный тренд.

- События в Украине действительно подогрели интерес к "белорусскости" в нашем обществе. Думаю, что большинство здравомыслящих людей начали опасаться, что в определенных условиях Россия может разыграть тот же сценарий, который сейчас видим в Украине. Люди почувствовали незащищенность, почувствовали необходимость в демонстрации, мол, мы не западная губерния, а независимое государство.

Но далеко не все, говорит Александр, рады популяризации белорусских национальных символов. Такой вывод он сделал на основании комментариев под фото его автомобиля на AUTO.TUT.BY.

- Я видел комментарии из России после размещения фото Golf. Мол, вот, американцы начинают уже и белорусам мозги промывать. Мне кажется, что эти бредовые теории о всемирном заговоре против России - плохая игра в плохом театре, где люди в силу своего скудоумия и зомбированности вообще не понимают, что происходит. Такие злопыхатели, видимо, хотели бы видеть Беларусь очередной губернией с гжелью, разбитными гуляниями и рекой водки. Но мы белорусы! У нас свой путь!

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Почему-то белорусский язык у многих ассоциируется только с БНФ и западными грантами"

Но Александр полагает возврат моды на "белорусскость" будет зависеть от развития событий в Восточной Украине. После того как Российская Федерация завершила "учения в Ростовской области", интерес к национальным орнаментам может и угаснуть.

- Тем более что "белорусскость" никаким образом не культивируется на государственном уровне. Возникает иллюзия, что история Беларуси началась после Великой Отечественной войны, и сейчас мало кто на улице ответит вам на вопрос, кто такой Калиновский.

Наш герой считает, что особенно большие проблемы с белорусской историей у молодежи, ведь система образования не способствует ее изучению. Также, говорит Александр, власть не рвется и развивать белорусский язык.

- Например, когда я поступал в университет, то сдавал все экзамены на белорусском. А потом все белорусские программы были практически свернуты.

С другой стороны, нашего героя очень порадовала речь Александра Лукашенко на белорусском языке 1 июля этого года. Он считает, что это был очень интеллигентный способ поставить на место "большого брата". К тому же, по его мнению, речь президента на "мове" могла разрушить устоявшиеся мифы о носителях белорусского языка.

- Ведь у многих до сих пор белорусский язык почему-то ассоциируется только с БНФ и западными грантами. И я думаю, если бы "мова" вернулась в школу в полном объеме, то не только бы этот миф остался в прошлом, но и белорусы постепенно бы перешли на "мову".

Собеседник признается, что по-белорусски в жизни он не говорит из-за отсутствия знакомых, с которыми можно пообщаться на "мове". Зато, говорит, что любит слушать актрису Татьяну Мархель на белорусском.
Собеседник признается, что по-белорусски в жизни он не говорит из-за отсутствия знакомых, с которыми можно пообщаться на "мове". Зато любит слушать актрису Татьяну Мархель на белорусском.


"Толерантность - и горе, и "фишка" белорусов"

При этом Александр не считает нужным наделять белорусский язык статусом единственного государственного. Он говорит, что на примере Украины мы можем увидеть, к чему приводят такие шараханья из стороны в сторону.

- Думаю, если бы весной там не был поднят вопрос о языке, то, возможно, не было бы и этого конфликта. Нужно было отдавать себе отчет, что в Восточной Украине очень много русского населения, и уважать абсолютно всех.

Закрепление белорусского языка как единственного государственного было бы неуважением и к огромной части наших людей.

- Тем более белорусы всегда славились толерантностью. Это и наше горе, и наша "фишка".

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-20%
-25%
-30%
-10%
-15%
-20%
-25%
-30%
-30%
-15%