реклама
реклама


Эксклюзив



 
Беларусь, пожалуй, единственная страна, где правила дорожного движения запрещают велосипедистам ехать по проезжей части дороги. Вернее разрешают, но при условии, что рядом нет велосипедной или пешеходной дорожки, тротуара или обочины или же по ним невозможно ехать.

фото: konstanta.kiev.ua
фото: konstanta.kiev.ua
 
Но так было не всегда. ПДД СССР разрешали велосипедистам с 14 лет ездить по проезжей части - не далее одного метра от ее края.
 

Почему мы вспомнили СССР?

Во-первых, потому, что за основу ПДД всех бывших союзных республик были взяты правила из СССР. И только в Беларуси впоследствии изменили положения, касающиеся движения велосипедистов.
 
Во-вторых, инфраструктура дорожного движения проектировалась под те правила, где движение велосипедистов планировалось по проезжей части дороги. И сейчас, кстати, несмотря на изменения в ПДД, кардинально ничего не поменялось. Этот вывод можно сделать из того, что при проектировании новых улиц не предусматриваются отдельные велодорожки, на которых исключается возможность конфликта велосипедист-пешеход: имеются в виду не те прогулочно-тренировочные трассы, которые сделаны, а нормальные велоартерии, которые бы пронизывали весь город параллельно дорогам для автомобилей и тротуарам для пешеходов. И когда вопрос по велодорожкам встал ребром, их решили устраивать на тротуарах.
 
фото: roadplanet.ru
фото: roadplanet.ru

Почему нельзя, чтобы велосипедисты двигались по тротуару?

Велосипедист – это водитель, а пешеход – это пешеход. Неважно, что водитель велосипеда не может двигаться со скоростью автомобиля. Главное здесь в том, что у водителя транспортного средства и человека, идущего пешком, разные цели.

Для водителя важна скорость приближения объектов, которые он видит, - это основной критерий выбора скорости, и во время движения водитель смотрит вперед, и чем дальше, тем лучше.

Пеший же может смотреть не вперед, а под ноги, ориентируясь в направлении своего движения по линии тротуара, линии домов, заборов и прочих объектов, которые он видит боковым зрением. Периодически пешеход, конечно, пересматривает в направлении своего движения, но по большей части - под ноги. И еще один "минус" пешехода: у него нет зеркал заднего вида. Все, что приближается к пешеходу с любой стороны со скоростью, большей, чем его спокойный шаг, может в него врезаться. Это потому, что пешеход, глядя себе под ноги, может быстро изменить направление своего движения или остановиться, он не успевает оценить опасность своих действий для тех, кто быстрее него. Но про них он не думает, так как воспринимает окружающий мир с той скоростью, с которой двигается сам.
 
фото: milkybikes.ru
фото: milkybikes.ru

Вот такие - и это не все - аргументы "против" обустройства велодорожек на тротуаре. Есть и другие. Например, пешеходу нужно пересекать тротуарную велодорожку поперек, когда ему нужно идти от края дороги или подходить к ней.
 

Почему лучше велодорожки делать на проезжей части?

Для транспортного средства важно его бесперебойное движение. Мы знаем, что при движении по тротуару велосипедисту нужно спешиваться перед каждым пешеходным переходом - то есть его езда превращается в постоянные спрыгивания-запрыгивания. Это неудобно, и теряется смысл использования велосипеда именно как транспортного средства.