/

Недавно в Беларуси прошло централизованное тестирование. Обсудить его результаты AUTO.TUT.BY решил с известным репетитором Евгением Ливянтом в салоне его BMW 118. "Сосед в пробке" рассказал, почему 40% абитуриентов не смогли написать физику и математику даже на минимальные 15 баллов, а также в чем системный кризис школьного образования.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"BMW действительно провоцирует на резкую езду, и водители этих машин чаще других нарушают правила"

Как оказалось, за 13 лет водительского стажа Евгений ни разу сам не выбирал автомобиль, доверяя это дело хорошему знакомому.

- Когда получил права в 2001 году, у меня было 4 места работы, не считая репетиторства, и совершенно не было времени искать себе машину. Я обратился к одному хорошему товарищу, который разбирается в машинах, и с тех пор все мои автомобили выбирал именно он. Абсолютно ему доверяю, и часто смена авто происходила после его слов: "Женя, тебе пора менять машину!"

Примерно такие слова знакомый Евгения произнес в 2012 году и предложил ему поменять Volkswagen Passat B5 на эту BMW 118 - наш герой согласился. Собеседник признается, что никаких особенных эмоций при виде своего нового авто он не испытал.
 
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
BMW 1-series с бензиновым двигателем 1,8 л обошлась тогда в 17 тыс. долларов.
 
- Мне говорят, что она красивая, но я достаточно равнодушен к внешнему виду автомобилей. Все мои знания о BMW ограничивались песней про черный "Бумер" да историями про сумасшедших водителей BMW.

Что касается водителей BMW, Евгений вспоминает, как они с женой ради интереса считали автомобилистов, которые сознательно нарушают правила дорожного движения. По его словам, за пару часов езды по городу они увидели 8 грубых нарушений, половина из которых была действительно совершена водителями "баварцев". Наш герой не отрицает, что эта машина действительно провоцирует на резкую езду.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Как к внешнему виду авто, так и к интерьеру Евгений особых чувств не питает. Из полезных опций он отмечает наличие парктроника.
 
- Она очень быстро развивает скорость, и 140 км/ч я незаметно набрал на трассе, просто заговорившись. Но езжу в основном по городу и могу сказать, что для этой среды машина очень удобная благодаря своей идеальной управляемости и небольшому размеру. Расходует она у меня в городском цикле где-то 10-11 л бензина на "сотню".

Минусом же BMW в городе Евгений называет зимнюю парковку авто с задним приводом - машина пробуксовывает на снегу. Также зимой, по словам "соседа в пробке", в "единичке" ему не хватает опции дистанционного запуска двигателя.
 
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Поскольку Евгений ездит в машине чаще всего один, то отсутствие задних электростеклоподъемников в недешевой машине 2005 года его не смущает.
 
- Еще из неудобств я могу отметить маленькую высоту авто, из-за чего в него неудобно садиться. Минивэн в этом плане был бы для меня комфортнее. Ну и клиренс хотелось бы, наверное, повыше.

Зато, по словам Евгения, его машина никогда не ломалась. Собеседник признается, что в принципе не покупает автомобили, в которые надо вкладывать деньги, потому что в ремонте он ничего не понимает. Обслуживанием его машин занимается тот самый знакомый, который их подбирает.
 
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Непривычным для собеседника было и расположение в BMW задней передачи, для включения которой рычаг КПП вовсе не нужно утапливать вниз. Неопытный водитель, по его словам, может перепутать из-за этого первую передачу с задней.
 
- Правда, после прошлой зимы я сам захотел поменять автомобиль. У нас во дворах снегоуборочная техника постоянно засыпала мою машину снегом так, что долго потом приходилось ее откапывать. Поэтому я думал о покупке кроссовера, но эта зима оказалась совсем не суровой и такая надобность отпала.

"Маршрутчики в последнее время успокоились, но продолжают напрягать байкеры"

В последние годы на дорогах, по словам Евгения, отпала надобность внимательно смотреть за маневрами водителей маршруток. Наш герой не знает, с чем это связано, но, по его наблюдениям, раньше они ездили значительно хуже.
 
- Помню, как ехал по десятиполосному проспекту Жукова в третьей полосе, а маршрутка с пассажирами во второй. Оказалось, маршрутчику нужно было повернуть налево, и он резко начал перестраиваться из второго ряда в четвертый прямо перед моим носом. Аварии я избежал только благодаря резкому торможению. Я был в шоке! Такого маневра нельзя было предположить! У меня даже мысли не могло возникнуть, что он пойдет из второй полосы налево на полупустой дороге!

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Менее чем за 2 года городской эксплуатации Евгений добавил на одометр немного - 15 тыс. километров.
 
И если маршрутчики, по наблюдениям Евгения, стали в последние годы ездить аккуратнее, то о байкерах этого сказать нельзя. Наш герой живет на улице Притыцкого, где ребята на спортивных мотоциклах – частые гости.
 
- Когда я выезжаю на Притыцкого, чтобы развернуться и ехать в другую сторону, мне нужно за 100 метров преодолеть 4 полосы. И я постоянно боюсь того, что из-за горки вылетит байкер на огромной скорости и врежется мне в бок. Представьте, как они носятся, если недавно мотоциклист сбил человека, который переходил дорогу на зеленый свет! Да и сами они тут постоянно разбиваются.

Евгений отмечает, что езда на мотоциклах на такой скорости может лишить жизни не только тех, кто находится на дороге: велика вероятность того, что мотоцикл при падении вылетит на тротуар и покалечит находящихся там людей. Однако "сосед в пробке" не думает, что эту проблему нужно решать запретами движения мотоциклистов в городе.
 
- Проблему можно решить обычными полицейскими мерами: если бы байкер был уверен, что за каждое превышение скорости или факт небезопасной езды его 100% постигнет наказание – проблемы бы не было. А у нас пока не видно руководящей воли решать этот вопрос.

"В школьном образовании - тяжелейший системный кризис, поэтому дети уже с 1 класса идут к репетиторам"

Не видно, по убеждению Евгения, и руководящей воли решать системный кризис школьного образования. Об этой проблеме он знает не понаслышке: наш герой работал учителем физики с 1988-го, а в 1996 году начал заниматься репетиторством, так как выжить на школьную зарплату было невозможно.
 
- В начале 90-х я получал 25 долларов и когда приглашал девушку в кафе на кофе, то приносил шоколадку в кармане. Естественно, ни о каком планировании семьи речи с такими деньгами идти не могло. Поэтому, выпустив свой 11-й класс, я начал заниматься репетиторством. К тому же, ужасно не хотелось, чтобы мои выпускники впоследствии меня жалели: мол, такой хороший учитель, но такой бедный.

Уже в 2001 году Евгений Ливянт одним из первых в Беларуси зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, оказывающий образовательные услуги. С того времени количество репетиторов в стране значительно выросло, а детей к ним стали отдавать уже с 1 класса. Наш герой убежден, что стремление пользоваться услугами репетиторов уже в начальной школе возникло из-за системного кризиса школьного образования.
 
- Причин, почему ребенка не могут хорошо научить в школе, несколько. Во-первых, из-за низких зарплат в школах практически не осталось квалифицированных преподавателей. В таком бесправном и нищенском положении учителя не были у нас никогда! Да, в 90-х всем было тяжело, но теперь, когда в стране уже можно зарабатывать, учителя на свою зарплату ничего не могут себе позволить. Вообще ничего!

Второй же причиной системного кризиса Евгений называет "бюрократический идиотизм": из-за кучи бумажной работы у учителя остается намного меньше времени, чтобы заниматься с учениками.
 
- Лет 20-25 назад, когда нам говорили заполнить журнал, написать план урока и раз в год написать календарное планирование, то мы возмущались: "Какая бюрократия!" Сейчас учителя вспоминают эти времена просто как "Вау!" Теперь они заполняют сотни документов, и по этим бумажкам, а не по знаниям учеников, оценивается их работа!

Третья проблема системы образования, по мнению Евгения, заключается в "катастрофических учебниках". По его наблюдениям, написанное в современных школьных учебниках непонятно не только детям, но и взрослым.
 
- В моем понимании учебник – это та книга, по которой ученик может самостоятельно разобраться в материале, если он вдруг пропустил занятие. Теперь же этого нельзя сделать ни в 1 классе, ни в 10-ом. Помню, я как-то открыл учебник для 2 класса по русскому языку, и там было правило на страницу: "Если гласная стоит в слабой позиции, чтобы проверить ее написание, надо взять другое слово, где эта гласная стоит в сильной позиции". А это оказалось простое наше правило, как проверять безударные гласные. К репетиторам пошли, потому что ни дети, ни родители не понимают написанного в современных учебниках.

Евгений Ливянт еще в 2002 году, выступая на телевидении, сказал: "Спасибо Министерству образования за то, что с каждым годом у репетиторов все больше работы". Спустя 12 лет эта фраза стала еще актуальнее.

"От анонсированного повышения зарплаты на 15% учителя лишь поморщатся"

Из-за этих трех основных причин не только дети повально стали ходить к репетиторам, но и учителя, по словам Евгения, превратились в касту неприкасаемых. Он рассказывает, что, если хочет зацепить своего ученика и заставить заниматься, то говорит ему: "Ну, в пединститут тебя точно возьмут". Есть у нашего героя свой рецепт начала выхода из системного кризиса школьного образования.
 
- В первый год реформы я бы решительно покончил с бюрократией в школе. Для этого нужен просто приказ. И вообще, я бы вынес проблемы школьного образования на общественное обсуждение. Школа ведь затрагивает каждую семью, и нельзя жалеть сил и времени на разговоры об этом.

А вот анонсированное недавно повышение зарплаты учителям на 15-18%, по словам Евгения, абсолютно не спасет ситуацию. Он напоминает, что на эти проценты повышается лишь ставка, а реальная зарплата возрастет процентов на 5.
 
- Я думаю, ни один учитель даже не улыбнулся, узнав об этом повышении, все только поморщились. Конечно, можно, как многие говорят, решить проблему значительным повышением зарплат, но это нереально в сегодняшних условиях. По крайней мере, простого решения проблем образования я не вижу.

"Какие учителя будут учить наши детей, если на первом курсе университета они проходят программу 7 класса?!"

Реально же повысить зарплату учителям, по мнению Евгения, можно лишь за счет сокращения бумажной работы и резко разросшегося вокруг школ бюрократического аппарата. А пока этого нет, мы пожинаем плоды той системы образования, которая привела к тому, что более 40% школьников не преодолели на централизованном тестировании по математике и физике невысокий барьер в 15 баллов.
 
- Но когда мне говорят, что это просто дети стали тупее, я отвечаю - полная чушь! Приходите ко мне на занятия и посмотрите на этих детей. И вы убедитесь, что нынешнее поколение ничуть не хуже прежних!

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Евгений не стесняется своего телосложения и даже использует образ в работе, выступая на своей визитке в роли Карлсона, везущего ребенка к новым знаниям.

Дети, которые ходят на занятия к Евгению Ливянту, платят по 120 тысяч за 120 минут, что, по его словам, является средней ценой по городу. Большинство из них – ребята с уже хорошей базой, которые хотят набрать на ЦТ наивысшие баллы. Однако в этом году поступить на бюджет смогут даже те дети, которые не преодолели порог в 15 баллов, при условии наличия бюджетных мест после подачи заявлений всеми желающими. Проще говоря, набрав по 11 баллов по физике и математике, человек сможет поступить в вуз.
 
- Я еще семь лет назад говорил: катастрофа, что в пед на учителя физики идут те, кто набрал 150 баллов. В 2007-м я кричал: "Ребята, вы представляете, кто будет учить наших детей?!" В этом году на 75 мест было подано 31 заявление, и вы понимаете, люди с какими баллами заполнят оставшиеся 44 места…

Евгений говорит, что знакомые преподаватели педуниверситета уже не первый год рассказывают, как они занимаются с первокурсниками физического факультета изучением программы 7 класса. Но не все в состоянии усвоить даже это и отчисляются из вуза самостоятельно. Однако большая часть все-таки доучивается до конца и приходит отрабатывать 2-летний период по распределению в школу.
 
- Я ко всем этим насильственным делам типа распределения отношусь отрицательно. Если вы хотите, чтобы человек поехал в деревню – нужно создать условия, чтобы он сам туда поехал. У меня был пример, когда при Союзе завуч минской школы уехал из столицы на село. Сейчас звучит удивительно, но ему тогда предложили должность директора школы, жилье и огромные социальные гарантии. Если сейчас выпускникам будут предлагать хорошие условия в деревне – и спрос будет другой.

"Не стоит любой ценой гнаться за высшим образованием, всякий труд почетен"

Возможно, легче сделать так, чтобы не столичные студенты уезжали в деревню, а люди из провинции возвращались после вуза домой. Однако в этом году им и поступить в университет сложнее, ведь с 2014 года в Беларуси отменен раздельный конкурс для городских и сельских жителей.
 
- Считаю это плохим решением, ведь задача государства в том, чтобы создать равные условия поступления. А условия для подготовки у сельских ребят таковы, что их учебный год начинается в середине октября, а заканчивается в середине апреля. Остальное время они трудятся на полях страны, и никто там с ними уроки не проводит!

И поскольку, по убеждению Евгения, на поля детей отправлять никто не перестанет, возвращение к раздельному конкурсу – единственное правильное решение.
 
- Ведь перед тем, как что-то забрать, необходимо что-то дать! Я много лет предлагаю восстановить советские подготовительные отделения, чтобы дети с села год бесплатно могли при университетах готовиться к поступлению.

А в общем Евгений Ливянт не советует родителям в сегодняшней Беларуси гнаться за высшим образованием. 
 
- Сначала вы заплатите репетитору, чтобы тот подготовил его к тестам, потом заплатите за университет и экзамены в нем, потом дадите денег, чтобы вашего ребенка устроили на работу. А потом поймете, что изначально решение любыми путями получить этот диплом было неправильным. Я повторю советский лозунг, но считаю, что любой труд почетен. Стыдно не работать или работать плохо. 
-50%
-10%
-60%
-11%
-50%
-20%
-20%
-37%
-10%