/


 

В Беларуси есть аналог западных рождественских каникул, называемый просто "майские". И третий год подряд компания велосипедистов пользуется этими импровизированными каникулами для небольших велопутешествий. В этом году их занесло в Ригу.



- Само собой, выходные были недостаточно длинными для полноценного веловыезда. Был выбран довольно традиционный формат "поезд - велосипед", неоднократно опробованный и отлично себя зарекомендовавший. Для поиска ночевок традиционно использовался интернет, в частности, специализированный ресурс для путешествующих велотуристов warmshowers.net. Впрочем, интрига сохранялась до последнего момента, одного из ключевых пунктов маршрута нам не хватало до последнего дня, и, в принципе, я уже был готов дать задний ход и даже успел предварительно договориться об участии в другом выезде. Однако внезапно, за пять часов до выезда из дома, ответил последний недостающий человек - и в 4 часа утра мы с супругой начали экстренные сборы.

По счастью, многого для велотуризма не нужно: спальники, немного одежек, паспорта, страховки, деньги, велосипеды. 5 утра, старт из дома. Неудачный маневр на раскатанной колее напротив заведения "День-ночь" на Коласа, я заваливаюсь на правый бок, сбиваю руки-ноги в кровь. Останавливаться? Переломов нет, велосипед не пострадал, значит, едем дальше, а остальное заживет. За 10 минут до отхода гудогайского дизеля мы на месте. Встречаем Джона, который тоже едет этим дизелем до Сол, однако у него, как и у нас, никакой аптечки нет. На Ждановичах в вагон со своими велосипедами заползают старые знакомые, дикие туристы, путешествующие в болотах просто по азимуту. У этих с собой есть все, в том числе йод, бинт, полный комплект. Заматываем-мажем мои многочисленные повреждения, можно расслабиться.

Гудогай. Закупаем стопку "коммунарковских" шоколадок с лого чемпионата-2014, сувениры для хозяев. Неторопливо катимся до границы. В приграничной зоне тишина, поют птицы, совсем свежая зелень, такое состояние у природы бывает всего пару дней в году.



К полудню добираемся до Вильнюса. Первым делом заезжаем на вокзал, покупаем билеты до Шауляя в веловагон поезда Вильнюс - Клайпеда. Пока до отхода есть время, успеваем заехать на Вокечю, посидеть в кафешке, полюбоваться местным велотрафиком.



Теплый сезон, видимо, еще не дошел до Литвы, потому вагон почти пустой, других велосипедистов замечено не было.



Пара часов в пути - и мы в Шауляе. Пустой вокзал ярко свидетельствует о том, что сами литовцы железной дорогой пользуются нечасто, большинство предпочитает ездить на машине или автобусе.



Хотя время уже довольно позднее, наш хост еще не вернулся в город, и в ожидании его мы успеваем немного покрутиться по центру. Людей совсем немного, особенно после Минска.



Там же, в центре, нас встретил Сержас в полной скаутской выкладке: с посохом, шляпой, шортами - все по канону. Оказывается, он вернулся с экскурсии, которые часто проводит. Тут же показал класс и нам, рассказав о кафедральном костеле, о перенесенной церкви напротив ратуши и еще о многом. Получив ориентир, выезжаем в сторону его дома. Город, вроде бы, и небольшой, а километров 10 проехать все же пришлось.

После целого дня разнообразных приключений сил на долгое вечернее общение реально не хватило. Зато заставить себя выехать смогли только около полудня.

Тормознули в центре. Прогулялись по пешеходной улице, обнаружили музей велосипедов. Внутрь не пошли - выходной.



Заглянули в кафедральный костел и застали там репетицию целого оркестра. Обычно меня не очень увлекают классические музыкальные произведения, но тут ребята, кроме потрясающей аккустики, завлекли нас "Временами года" авторства Вивальди. Более получаса провели в этом прекрасном месте.



После этого все же выдвинулись в сторону Риги. Ближайшая точка на пути - Гора Крестов. Насколько я понял историю, это просто стихийно возникшая традиция - ставить кресты в этом месте, никакого кладбища или чего-то такого с Горой не связано. Общее количество трудно себе представить, с любого наземного ракурса в кадр попадает очень незначительный процент общей картины.



Однако европейский подход к туризму тут можно отследить. На небольшом расстоянии от непосредственно горы обустроен небольшой туристический центр, с сувенирами-открыточками-водой и прочим. Само собой, отказаться от возможности отправить пару открыток родственникам в таких условиях просто невозможно.

Ближе к населенным пунктам вдоль трассы проявляется велодорожка. Покрытие не новое, но вполне накатистое, положено на совесть. С интересом обратили внимание на огороженный лес.



Местные позднее пояснили, что это действительно частный лес, на его территории проводились первые несколько фестивалей KILKIM ŽAIBU, известные белорусам благодаря визовой поддержке.

На ночевку мы останавливаемся в чудном городке Йонишкес. 



Новое утро - и снова дорога. Выдвигаемся в сторону бывшей границы с Латвией. Бывшей - потому как кроме отстойника для фур ничего более о границе не напоминает. Разве что состояние дороги после пересечения границы стало чуть хуже, хотя то тут, то там ведутся капитальные ремонтные работы.

Ехать было довольно легко, погода располагала. Путь до Йелгавы отметился разве что остановкой в каком-то поселении, где произошло первое столкновение с реальностью страны, где ходят евро и их не нужно менять на местные деньги для оплаты.



Город оставил впечатление чуть запущенного, но активно приводимого в приличный вид. В разных местах попадались совсем недавно отреставрированные при помощи ЕС исторические здания, дороги оказались вполне на уровне, в общем, место приятное.




Довольно далеко от Йелгавы в сторону Риги мы ехали по очередной велодорожке, в этот раз очевидно новой, выложенной плиткой, похожие мы видели в прошлом году в Гданьске. Кроме всего прочего, в лесной прогалине рассмотрели символ города - маленького лося.



Ближе к Риге трасса стала оживленнее, у нее появилось большее число полос. Периодически встречались наземные пешеходно-велосипедные переходы. На один из таких я из интереса взъехал на своем груженом байке. Без проблем. Длинный пандус, большие площадки для разворота, конструкции металлические, решетчатые, видимо, чтобы снег зимой проваливался.




К вечеру мы докатили до Риги, на минимальное знакомство с городом у нас были сутки.

Рано утречком колеса велов уже крутятся в сторону Юрмалы. Очевидно, с советских времен от Риги до Юрмалы, кроме железной дороги, проложена велодорожка. По состоянию покрытия и в целом по дизайну она очень напоминает олимпийскую велодорожку до Раубичей под Минском.



Движение по ней не то чтобы интенсивное, однако народу хватает. Встретились нам велосипедисты всех типов: от людей в возрасте с какими-то лопатами под рамой на скрипучих дорожниках до стереотипных велоспортсменов в униформе и на двухподвесах. 



Пересечения с разнообразными скоростными дорогами выполнены пусть не столь изящно, как на дорожке по Куршской косе, однако также вполне функционально.



В целом латвийская велоинфраструктура показалась чем-то средним между литовской (хорошей) и белорусской (худшей). Конечно, до Польши, во всяком случае там, где я побывал, тут еще работать и работать.

Повидали актуальное в настоящий момент здание латвийской ледовой площадки. Несмотря на температуру воздуха в +20, она выглядела вполне действующей.



А вот и море. Вдоль линии побережья идет качественно накатанная дорожка, видно, что немало людей совершают там велопрогулки.



Пока возвращались на станцию - встретили почтовый велосипед.



На станцию заведен качественный пандус для велосипедов, колясок и прочего. Снова-таки решетчатый, думаю, это противогололедное решение.



В поезде мы встретили известную нам по немногочисленным белорусским дизелям свежих годов выпуска конструкцию для провоза велосипедов. 



От вокзала Рига оставляет первое впечатление Европы. Сразу на площади перед входом расположена экспозиция черно-белых фото ежегодного джазового фестиваля. 

О самой Риге, во-первых, быстро не рассказать, во-вторых - за один день не посмотреть. Мы немного хлебнули этого затейливого города, покатались по центру, насладились сотнями знаков "только велосипеды и пешеходы" на узких улочках, отметили большое количество правильных велопарковок около большинства точек притяжения - в общем, рекомендую смотреть на это своими глазами.





Наткнулись вот разве что на такую прекрасную и тематическую инсталляцию.



И утро следующего дня застает нас в дизель-поезде Рига - Даугавпилс. Вообще, изначальный план предусматривал возвращение из Риги напрямую в Минск люксовским автобусом, однако уже на рижском вокзале я выяснил, что до Даугавпилса есть очень удобный по времени дизель, а оттуда уже вполне реально доехать до станции Крулевщизна, что возле Глубокого. Ну а там уже дизель-электричка - и мы дома. Потому планы были живо пересмотрены в пользу варианта, не требующего совершенно дикого и вредного разбирания велосипеда.

Вообще, в рижских дизелях также предусмотрены места для велосипедов, но никто насильно на них не гонит, оплаченные велосипеды можно провозить как угодно, в том числе и вот так.



Самый что ни на есть хорошо знакомый дизель-поезд, очень хорошо нам в РБ известный, в капитализме превратился вот в такое бесчеловечно удобное чудовище. Чуть-чуть доваренная нижняя ступенька - и я спокойно грузился-разгружался со своим велогрузовиком.



В Даугавпилсе мы сразу же встретили подтверждение того, что Латвия - хоккейная страна.



Вообще, изо всех небелорусских городов, повстречавшихся нам по пути, Даугавпилс оставил наименее заграничное впечатление. За исключением ценников в евро и нечастых указателей и подписей на магазинах, остальной пейзаж не сильно выделялся из ряда небольших белорусских городов. Процент русскоязычных людей там также просто зашкаливает.



Само собой, мы проведали местную крепость. Она была построена в похожие годы с Бобруйской и Брестской, однако сохранилась гораздо лучше. В советское время в ней стояло какое-то военное учебное заведение, а после ухода советской армии крепость долгое время была заброшенной, пока в последние годы за нее не взялся Евросоюз. Сейчас в одном из отреставрированных казематов расположен выставочный зал.



Дальше наш путь лежал в сторону перехода "Урбаны" и Браслава. Пейзажи и дорога уже задолго до границы готовили нас к Родине.



С утра спешим к Крулевщизне - нужно проехать 100 километров за без малого 7 часов.




В необходимое время мы уложились с запасом в полчаса. Неплохой результат для первого в сезоне серьезного выезда.

Примерно шесть дней в пути, 450 километров чисто велосипедного движения, несколько сотен фотографий, новые знакомства, впечатления, сбитые руки, подгоревшая кожа - а как вы провели свои "майские"?

Любопытные могут полюбоваться на гораздо большее число фотографий в фотоальбоме.
Другие моменты путешествия, подробные GPS-треки - в ЖЖ.

-20%
-10%
-75%
-20%
-20%
-25%
-15%
-10%