• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Эксклюзив


/

 
По оценкам БАА, продажи новых автомобилей в этом году достигнут рекордной отметки – не менее 30 000 экземпляров. Но поводов для оптимизма нет – планируемое увеличение НДС, введение утилизационного сбора и инфляционные риски, закладываемые автопроизводителями, приведут к удорожанию машин уже в 2014-м.

О том, как идут продажи новых автомобилей сейчас и чего ожидать белорусам в наступающем году, AUTO.TUT.BY рассказал председатель автомобильной ассоциации "БАА", управляющий СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" импортера Volkswagen в Беларуси Сергей Михневич.
 
"Каждый год одно и то же: автодилеры включают давно заезженную пластинку, мол, покупайте автомобиль сейчас, в следующем году будет дороже. А ведь реально в 2014 году автомобили подорожают. С 1 января до 22% увеличивается ставка НДС. Тогда же, с подачи России, введут и утилизационный сбор… Как будто автобизнес и те немногие, кто в состоянии приобрести новый автомобиль в Беларуси, являются единственными "дойными коровами" для бюджета".

Один из представителей автобизнеса РБ
  

Белорусов интересуют машины не дороже 20 тысяч у.е. И только некоторых – Jaguar и Bentley

За всю историю белорусского автобизнеса не было таких рекордно высоких продаж - за 9 месяцев этого года было продано около 21 тыс. новых автомобилей, а к концу года БАА рассчитывает, что продажи достигнут отметки 30 тыс. автомобилей. Даже в докризисном 2008 году новые автомобили продавались хуже – тогда было реализовано 25 296 машин.
 
После введения единых таможенных пошлин на ввоз автомобилей физическими лицами с 1 июля 2011 года сократился приток поддержанных автомобилей из-за рубежа. А те экземпляры "бэушных" автомобилей, которые сейчас предлагаются белорусским покупателям, либо находятся в плачевном состоянии, либо стоят совсем недешево. Психология покупателя стала меняться: зачем брать, например, семилетний Renault Megane за 10 тыс., если, добавив несколько тысяч, можно купить новый Renault, тот же Logan или Sandero - автомобиль классом ниже – но новый и с гарантией.
 
- Хороших предложений в ценовом диапазоне от 10 до 20 тыс. долларов на рынке подержанных автомобилей практически нет – покупатели делают выбор в пользу новых бюджетных автомобилей российского производства.
 
По данным регистрации новых автомобилей в Беларуси, в 2013 году 80% продаж новых автомобилей составили машины, произведенные в России.
 
- Это как автомобили иностранных брендов, произведенных в России, – Volkswagen, Renault, Toyota и другие, так и машины российских марок – ВАЗ, ГАЗ.
 
Большинство автомобилей, приобретаемых белорусами, вписываются в ценовой диапазон от 10 до 20 тысяч долларов. Обращают свое внимание белорусские покупатели и на сегмент кроссоверов не дороже 25 тысяч долларов.
 
В топ-10 самых продаваемых автомобилей за 9 месяцев 2013 года вошли автомобили А-, B- и С-класса: Volswagen Polo Sedan, Renault Sandero, KIA Rio [^], Hyundai Accent, Skoda Octavia, Skoda Rapid, LADA Granta, LADA Priora, LADA 2114, KIA Ceed, LADA Largus, Daweoo Matiz, Daweoo Nexia, Skoda Fabia и Renault Logan, а также бюджетные кроссоверы – Renault Duster, Chevrolet и LADA Niva, KIA Sportage [^] и Nissan Juke.
 
- Говорить о том, кто станет лидером по продажам, пока преждевременно, но, вероятнее всего, самым продаваемым автомобилем 2013 года станет седан Volkswagen Polo – сейчас продается по 300 автомобилей этой модели ежемесячно.
 
Самым продаваемым новым автомобилем в 2012 году была LADA Priora, в "девальвационном" 2011 - Renault Logan, в 2010 - Daewoo Matiz, в 2009 - Toyota Corolla, и в 2008 - Volkswagen Passat.
 
Не все покупатели настроены на покупку бюджетных автомобилей – зарегистрированы единичные продажи Bentley, а стоимость этих автомобилей начинается с отметки 217 тысяч евро.
 
- В Беларуси продаются и дорогие машины: например, за полгода продано уже более 10 автомобилей Jaguar – неплохой показатель для страны с нашим уровнем жизни.
 
Еще одним фактором, влияющим на продажи, стали девальвационные ожидания.
 
- Все ждут девальвацию – кто-то с ужасом, а кто-то с радостью. В такой переломный момент люди стараются делать крупные покупки – кто-то вкладывает деньги в недвижимость, кто-то – в бытовую технику, а кто-то – в автомобиль. Тем более уже всем стало понятно – в 2014 году новые автомобили вырастут в цене.
 

Три гвоздя в крышку гроба продаж

По словам председателя БАА, повышение цен на автомобили в грядущем году обусловлено тремя негативными факторами.

 
НДС – 22%


В 2014 году ставку налога на добавленную стоимость планируется увеличить с 20% до 22%. Это предусмотрено новой редакцией законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс, которую обнародовало Министерство финансов. 

- Это уже 2% дополнительно прибавится к стоимости, а если максимально точно – 1,6%. То есть автомобиль сразу же дорожает на несколько сот долларов.
 
Согласно законопроекту о внесении изменений в Налоговый кодекс, в будущем году также планируется снизить ставку налога на прибыль с нынешних 18% до 15%. Сергей Михневич уверен - эта мера не компенсирует увеличение ставки НДС.
 
- Нет. Тенденция такова, что прибыльность снижается, и налог на прибыль многие платят мизерный. Я говорю о белорусском бизнесе в целом, а не только автомобильных игроках рынка. Правительство не придумало ничего более нового, как тоненький ручеек поступлений в казну налогов пополнить за счет увеличения ставки НДС. Если объяснить на пальцах – если мы платим 100 рублей НДС, то налог на прибыль уплачивается предприятием, в лучшем случае четверть от этой суммы – то бишь 25 рублей. Таким образом, государство в четыре раза больше получит поступлений по НДС, чем от выпавших налогов на прибыль.
 
В России НДС составляет 18%, в Казахстане - 12%. Минфин оправдывает высокий НДС в Беларуси тем, что, в отличие от России и Казахстана, у нас нет возможности пополнять свой бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых. Поэтому, полагает Минфин, в отличие от "сырьевых" соседей, мы вынуждены держать более высокую ставку НДС.
Утилизационный сбор
 
Второй негативный фактор – утилизационный сбор. Президент России Владимир Путин подписал закон, который вступает в силу с 1 января 2014 года. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. российских рублей (около 640 долларов). После эта сумма умножается на специальный коэффициент, размер которого рассчитывается исходя из, например, возраста транспортного средства. Ввести утилизационный сбор, согласно соглашениям в рамках Таможенного союза, должны будут и другие страны-участницы – Казахстан и Беларусь.
 
Представители белорусского автобизнеса признают саму разумность введения утилизационного сбора и считают, что импортеры должны компенсировать затраты, необходимые для утилизации любого продукта, в том числе и автомобилей - хотя бы для того, чтобы ржавеющие останки не стояли во дворах и не захламляли улицы. Но размер сбора должен быть разумным – особенно в свете переговоров о вступлении в ВТО.
 
При самом пессимистичном прогнозе белорусских автодилеров, ставка утилизационного сбора будет такой же, как в России.
 
- Мы до сих пор не знаем, как утилизационный сбор будет считаться в Беларуси. Россия приняла принцип уплаты утилизационного сбора по стране назначения - то есть ввозимые в Россию автомобили, в том числе и из Беларуси, будут облагаться сбором внутри страны. Скорее всего, по такому же пути пойдет и Беларусь. И вот тут нам остается только гадать – какая ставка сбора будет установлена? Где он будет уплачиваться? Кем он будет уплачиваться? Будет ли он уплачиваться импортерами? А может, он будет уплачиваться при регистрации?
 
В БАА считают, что принцип уплаты утилизационного сбора по стране назначения позволяет белорусам занять особую позицию в этом вопросе, и собираются обратиться к правительству с инициативой.
 
- Беларусь могла бы без оглядки на остальные страны Таможенного союза установить ставку утилизационного сбора самостоятельно – и сделать ее такой же, как в Евросоюзе, где она составляет 100 евро. Таким образом, рост цен на новые автомобили из-за увеличения ставки НДС будет нивелирован разумной ставкой утилизационного сбора.
 
Утилизационный сбор для автомобилей, производимых вне рамок Таможенного союза, – очередная попытка залезть в карман покупателю – хочет он того или нет. Россия защищает своих автогигантов – ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, и введение утилизационного сбора позиционирует как меру поддержки отечественных автопроизводителей.
 
- Что мешает Беларуси защищать свои интересы – автомобили белорусского производства – Geely, а в скором времени и Opel?, - задается вопросом Сергей Михневич. – Введение утилизационного сбора абсолютно не стимулирует производство автомобилей белорусского производства, и конкурировать на рынке ТС им станет намного сложнее.
 
Одновременно с введением утилизационного сбора снижается размер таможенной пошлины - на 5% для легковых автомобилей, ввозимых из-за рубежа юрлицами.
 
- Таможенная пошлина для импортера по легковой группе сегодня составляет 30%, а будет снижена до 25%. 5% уменьшения таможенной пошлины по бюджетным автомобилям – это значительно меньше, чем сама планируемая ставка утилизационного сбора (640 долларов). Парадокс – снижение таможенной пошлины при введении утилизационного сбора приведет к тому, что от этого выиграет сегмент дорогих автомобилей. А вот машины в ценовом диапазоне от 10 до 25 тысяч долларов, которые сейчас покупают большинство белорусов, подорожают.
 
У представителей белорусского авторынка есть и оптимистичный прогноз. Уменьшение таможенных пошлин до уровня России на легковую и коммерческую технику и введение утилизационного сбора в рамках его себестоимости позволило бы компенсировать рост ставки НДС и, по сути, привело бы к удешевлению автомобилей – как ввезенных из-за рубежа, так и произведенных в рамках ТС.
 
В БАА надеются, что правительство рассмотрит все варианты и примет взвешенное решение – интересы России в таком случае не ущемляются, а белорусский автомобильный рынок, а главное, покупатели, только выиграют.
 
Инфляция и риски

Третья причина подорожания автомобилей в следующем году в основном касается автомобилей, произведенных на территории России.
 
- Инфляция российского рубля по отношению к доллару и евро составляет в этом году 10%. Все иностранные автопроизводители, имеющие заводы в России, крайне редко меняют цены на автомобили – все откладывается на конец года. А значит, в январе практически все иностранные модели, собираемые в России, вырастут в цене - это касается и Volkswagen, и KIA, и Toyota и Skoda, и других. Такая политика автопроизводителей минимизирует их риски, но негативно влияет на стоимость машин в Беларуси.
 
В БАА пока не знают, как будут пересмотрены цены, но могут предполагать, что рост составит 5-10%.
 

"Дешевле будет купить новый автомобиль в России"

В совокупности все три фактора – предложение увеличить ставку НДС, туманный утилизационный сбор и инфляционные риски, закладываемые производителями, - приведут к тому, что стоимость бюджетных автомобилей (а это 80% рынка новых машин) поднимутся в цене более чем на 10% - и это при условии отсутствия жестких экономических шоков, таких как, например, девальвация.
 
Автодилеры обращают внимание еще на один возникающий парадокс.
 
- Власти постоянно говорят про вывоз валюты из страны. Что ж, теперь валюту из страны будут вывозить и покупатели новых автомобилей. Ведь цены на новые машины в Беларуси будут выше, чем в России. А если есть возможность сэкономить несколько сот, а то и тысяч долларов, съездив за автомобилем, например, в Смоленск, Калугу или Москву, – кто из белорусов ею не воспользуется?
 
Уже сейчас эта тенденция заметна – в 2013 году порядка 10% новых автомобилей были ввезены в Беларусь из России частными лицами и "серыми дилерами".
 
- К тому же надо учитывать, что продажи на российском авторынке снизились, а объемы производства выросли. Импортеры и дилеры распродают товарные запасы, заманивая покупателей, в том числе и белорусских, специальными предложениями и акциями.
 
Ответить тем же белорусские автодилеры не могут – "не до жиру, быть бы живу".
 
- Мы должны что-то планировать на следующий год – заказывать у заводов автомобили под предполагаемые объемы продаж. Рассчитать мы их не можем – слишком много факторов способны оказать влияние на белорусский авторынок, а соответственно – и продажи.
 

Автодилеры надеются на здравый смысл правительства

Белорусский авторынок лихорадит уже несколько лет – девальвации, проблемы с валютой, вступление в Таможенный союз, введение единых таможенных пошлин, дорогое кредитование... Впереди – новая ставка НДС, утилизационный сбор и повышение цен производителями.
 
- Мы все же не собираемся опускать руки и будем бороться – за рынок и за покупателей. Мы выдержали кризис 2009 и 2011 годов, выстоим и в наступающем году. Пусть и придется пересматривать политику, забыть о белорусском автопроме и выживать за счет сопутствующих услуг.
 
Все же игроки белорусского автобизнеса, приносящего в казну немногим меньше, чем рынок недвижимости, надеются, что в правительстве поймут: нет смысла варить суп из курицы, несущей золотые яйца.
 

Считалочка "на пальцах"

Мы постарались подсчитать, сколько могут стоить автомобили в 2014 году. Снижение таможенных пошлин на эти машины не распространяется - они производятся в России.

Volkswafen Polo (седан)
Минимальная стоимость Volkswagen Polo Sedan – 16 338 долларов.
Увеличение ставки НДС до 22% прибавит к этой цене 261 у.е.
Утилизационный сбор – 640 долларов.
Повышение цен российским производителем (взяли "средние" 7%) – 1144 доллара.
Итого: в 2014 году Volkswagen Polo Sedan может подорожать до 18 383 долларов (на 2045 у.е., в % выражении – на 11,1%).
Renault Logan

Минимальная стоимость Renault Logan – 12 900 долларов.
Увеличение ставки НДС до 22% прибавит к этой цене 206 у.е.
Утилизационный сбор – 640 долларов.
Повышение цен российским производителем (взяли "средние" 7%) – 903 доллара.
Итого: в 2014 году Renault Logan может подорожать до 14 649 долларов (на 1749 у.е., в % выражении – на 11,9%).

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.