/

Гости нашей страны из Эстонии невольно стали нарушителями правил проезда по платным дорогам Беларуси: после возврата бортового устройства в единственный работавший в районе границы пункт обслуживания клиентов они возвращались на погранпереход по единственно возможной дороге, где... попали на штраф под "рамкой".

Уже почти месяц их белорусский приятель Иван пытается добиться возврата уплаченного штрафа: официальную претензию в РУП "Белавтострада" на таможне приняли, но зарегистрировать отказались и, "судя по всему, просто выбросили в мусорку, как и еще кипу таких же претензий от недовольных клиентов BelToll", так что спрашивать теперь молодым людям не с кого.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

"Мы, знаете ли, в Эстонии не в курсе, что вы в своей Беларуси придумали!"


Молодые люди - парень и девушка - пересекли границу Беларуси со стороны Латвии 9 августа.

- Нас никто на границе не предупредил о том, что в Беларуси поменялась система оплаты за дорогу. Мы, знаете ли, в Эстонии были не в курсе! - возмущен Евгений. По его словам, и на пути путешественников на белорусской трассе не было "никаких знаков, табличек или указателей", предупреждающих о том, что теперь за дороги нужно платить по-новому.

- Увидели знак "Начало платной дороги". Решили: ну хорошо, впереди пункт взимания дорожных сборов. Но никто с нас никакой оплаты не взял, так и доехали до Минска, - говорит Евгений.

Уже в Минске с помощью своего знакомого - Ивана - ребята стали разбираться, что же им делать с нашими платными дорогами: конечным пунктом путешествия была Польша, то есть предстояла дорога от Минска до Бреста.

- Мы поняли, что на штраф в 100 евро гости уже попали - исключительно, на мой взгляд, из-за недостатка информации! Но далее получать штрафы не хотелось, и мы поехали в пункт обслуживания клиентов на переулке Промышленном, 11 в Минске - потратив час на его поиски! Заключили договор, оплатили 50 евро (25 - залог за бортовое устройство, 25 - на счет), получили прибор и спокойно поехали в сторону границы, - рассказывает Иван. В BelToll ребят уверили: сдать бортовое устройство и вернуть сумму залога они могут где угодно.

Подъезжая к границе, путешественники позвонили на горячую линию оператора BelToll, чтобы уточнить, где расположен ближайший к погранпереходу пункт обслуживания. Оператор сообщила: к сожалению, тот самый "ближайший" по техническим причинам закрыт, и предложила проехать в другой - на 16 км дальше.

- Выбора у нас не было: полночь, прибор нужно сдавать, залог возвращать - поэтому поехали. Я не буду подробно останавливаться на хамском отношении к нам сотрудников BelToll - это отдельная история, но здесь пришлось прождать более часа: в пункте обслуживания "подвисла система", поэтому оформить нам документы никто не мог. А на возмущение мы получили замечательный ответ: "Нечего вообще тогда через Беларусь ездить!"

"Понимаем, что "попали" на 100 евро штрафа - и вдруг должны уже 200!"


Наконец разобрались, забрали залог, остаток суммы на счете и поехали в сторону границы - 16 км обратно.

- Проходим пограничный и таможенный контроль, нас просят выехать из очереди и проехать в тупичок. Там информируют о необходимости заплатить штраф за нарушение правил проезда платных участков дорог. Мы, помня о нарушении по дороге от границы с Латвией до Минска, понимаем, что "попали" на 100 евро - и тут выясняется, что должны-то уже 200!

Оказывается, сдав бортовое устройство в пункте обслуживания, предложенном оператором BelToll, на обратном пути ребята снова проехали под рамкой оплаты - и, выходит, снова нарушили!

- Но у нас же не было выбора! Мы должны были и сдать устройство, и вернуться на границу! - возмущен Иван.

Правда, в тот момент возмущения ребят никто на границе не разделял. В сердцах они пригрозили таможенникам, что если проблема сейчас же не разрешится, то развернутся и выедут из Беларуси через Россию - при отсутствующей границе взыскание "несправедливого" штрафа им не грозило.

- Как бы не так: нас в ответ уведомили, что отныне мы уехать отсюда не можем, а если за 3 часа не заплатим штрафы - то вызовут эвакуатор и поместят автомобиль на штрафстоянку, - рассказал Иван.

Гости поняли, что проще заплатить. И сразу же решили написать претензию.


- Судя по всему, мы не первые: я не успел даже толком рта раскрыть, как сотрудница таможни отработанным движением протянула бланк претензии!

Претензию было предложено оставить на таможне. Но зарегистрировать ее и сообщить клиентам входящий номер документа сотрудница отказалась - "по техническим причинам это невозможно".

...С момента инцидента прошел уже почти месяц. Иван и его эстонские друзья, так и не получившие никакой реакции из заинтересованных ведомств, предполагают, что их претензию "вместе с кипой таких же" просто выбросили в мусорку.

- Мне - белорусу! - непонятна эта система, чего мы ждем от иностранцев?! Я не понимаю, почему девушка-работник горячей линии BelToll, зная о том, что по вине оператора клиенты вынуждены обращаться в отдаленный пункт обслуживания, что они потом без бортового устройства поедут обратно по дороге, где установлены порталы - снова же не по своей вине! - хотя бы не предупредит об этом? Я уже не говорю о том, чтобы она подсказала нам, как объехать рамку в такой ситуации - это вроде бы как не в интересах BelToll, но если вам важны собственные клиенты... - недоумевает пользователь Иван. Разработка же системы информирования иностранцев - начиная от самой границы! - по его мнению, должна была стать "вообще первым шагом на пути к взиманию платы".

- Штраф, который называется "увеличенная стоимость" в 100 евро сходу – совершенно неадекватен. В Польше есть возможность купить наклейки на лобовое стекло (виньетки), в Испании – домики для ручной оплаты. И штрафы, кстати, соизмеримы с полной стоимостью проезда платного участка дороги - если уж вы не захотели оплатить нормально его часть. Если человеку нужно проехать через Беларусь только раз - ему совершенно не хочется тратить столько времени и нервов на BelToll! - дополняет Евгений.

Иван признается: дело не в 200 евро - "их уже вряд ли вернем", - злит несовершенство системы. По крайней мере, эти ребята из Эстонии, по их собственному признанию, законопослушно за белорусские дороги платить больше никогда не будут: поедут через Россию.
-50%
-20%
-20%
-20%
-25%
-75%
-20%
-50%
-28%