• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    27282930123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
реклама
реклама


  • Сегодня читают
реклама

Автобизнес


Что в первую очередь думает человек после ДТП? Наверное, «спасибо, что живой» и «железо — дело наживное». Но машину тоже жалко. Особенно если пострадала она основательно и оценщик страховой компании говорит, что она «погибла». Сегодня наш страховой случай — гибель транспортного средства. Со специалистами компании «Промтрансинвест» выясняем, как определяется, что автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению, что делать с его остатками и как страховые компании рассчитывают возмещение ущерба в таких случаях?

AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» запускает новый проект — «Страховой случай». Каждую неделю у нас будет появляться материал о новом страховом случае, основанный на реальном дорожном происшествии. На протяжении нескольких месяцев мы будем подробно рассказывать о всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводить осмотр и оценку аварийных автомобилей, составлять калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывать размер компенсации. Наша цель — сделать все расчеты страховой максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.

Удар «Газели»

Утром 24 февраля в Минске на улице Столетова произошло лобовое столкновение автомобилей Fiat Punto и ГАЗ-2705 («Газель»). Как следует из объяснения водителя Fiat, он остановился на красный сигнал светофора. Со встречной полосы выехал ГАЗ и «совершил лобовое столкновение». От удара легкую малолитражку отбросило на остановившийся сзади VW Passat.

После разбирательства в ГАИ виновником ДТП признан водитель «Газели». Владелец Fiat обратился с заявлением в компанию «Промтрансинвест», где была застрахована гражданская ответственность владельца ГАЗа.



В ремонт или в утиль?

Капот гармошкой, фары разбиты, бампер разломан, вмятины на всех элементах с правой стороны. Но при этом повреждения не кажутся фатальными — литовские умельцы и не такие машины восстанавливали на перепродажу белорусам. Но оценщик к этому вопросу подходит иначе: он считает экономическую целесообразность ремонта — возможно, автомобиль следует признать «погибшим».

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков компании «Промтрансинвест»:

— Гибель транспортного средства определяется расчетным методом. Если ремонт превышает рыночную стоимость автомобиля и он экономически нецелесообразен, то автомобиль признается «погибшим». Определение действительной стоимости производится оценщиком в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, для целей обязательного страхования, утвержденными Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

Согласно п. 187 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, которое регулирует порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая.

Для расчета рыночной стоимости транспортного средства, как это установлено Правилами определения размера вреда, применяется информация о рыночных ценах идентичных или аналогичных транспортных средств с последующей корректировкой их стоимости. Под рыночными ценами объектов-аналогов понимаются цены сделок, цены предложения или спроса.

Открываем капот и понимаем, что Fiat досталось крепко — вогнут радиатор, сломано крепление двигателя, поврежден лонжерон, крышка ремня ГРМ… Все сломанные детали, подлежащие замене, перечислять не будем, их в оценочной ведомости на три листа. Заглядываем в салон — удар был сильный, сработали передние подушки безопасности. Лобовое стекло треснуло, возможно, сместилась и передняя правая стойка. После столкновения с «Газелью» Fiat отбросило на стоящую сзади машину — на правой стороне от столкновения с ней остались вмятины и царапины на дверях, заднем крыле и заднем бампере.

Во сколько же выльется восстановление? Согласно расчетам оценщика, новые запчасти обойдутся больше чем в 200 миллионов! Плюс работа — 11 530 785. Еще покрасить — 10 329 120 рублей. Общий размер вреда составил 222 761 823 рубля.

Однако делаем поправку на то, что автомобиль неновый — 14 лет, пробег на одометре — 115 тысяч километров. Процент износа — 64%. С учетом этого рассчитывается размер вреда для нашего Fiat — 94 447 390 рублей.

Какова же рыночная стоимость данного автомобиля? В нашем случае для определения среднерыночной стоимости оценщик использовал интернет-источники с предложениями о продаже таких автомобилей в такой же или максимально близкой к имеющейся комплектации. В продаже на тот момент было три Fiat Punto 2002 г. в. за
3100, 3600 и 3300 долларов — цены на подержанные авто в сравнении с прошлыми годами серьезно снизились. С учетом корректировочных коэффициентов рыночная стоимость нашей машины составила 2931 доллар США. По курсу Нацбанка на дату ДТП это 63 338 910 рублей. Следовательно, восстанавливать наш Fiat почти за 95 миллионов экономически нецелесообразно. В соответствии с действующими законодательными нормами его признали «погибшим», а владельцу выплатили 63 338 900 рублей.

Да, кстати, «останки» погибшего Fiat остались владельцу — он вправе сдать их на металлолом или даже распродать по запчастям.

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:

— Автовладелец вправе оспорить признание машины погибшей, но в моей практике такого не было. Бывает, что человек не сразу понимает, как насчитывается размер возмещения вреда по «погибшему» автомобилю. Однако учитывая то, что он и страховое возмещение получает, и авто остается у него, то для недовольства не должно быть повода. Тем не менее, если человек не согласен с проведенной оценкой, он может обратиться к страховщику, оформившему документы на выплату страхового возмещения, с заявлением. Страховщик при необходимости создает комиссию для проведения повторного осмотра транспортного средства или повторного определения размера вреда, в состав которой входят несколько оценщиков, в том числе от несогласной стороны. В случае несогласия любой из сторон с выводами комиссии эта сторона вправе разрешить возникший спор в судебном порядке.

Железо — дело наживное?

В нашем страховом случае рыночная стоимость автомобиля была на треть меньше, чем цена его восстановления. Однако бывает, что признание автомобиля погибшим не очевидно, а автовладелец очень этого желает: заманчиво ведь и страховку получить, и автомобиль на запчасти. Ради этого автомобиль после ДТП намеренно «добивают». Однако не стоит думать, что такой способ заработать «прокатит»: такими хитрецами занимаются специалисты отделов безопасности страховых компаний. Оценщик, проводящий осмотр, также анализирует, связаны повреждения на авто с обстоятельствами ДТП или нет.

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:

— Например, был несильный удар в боковую сторону, переднюю или заднюю часть автомобиля, но не в колесо, а человек заявляет, что у него именно после ДТП появились проблемы с рулевой рейкой. Или при небольших повреждениях крыла и переднего бампера заявляется трещина на ветровом стекле, которая якобы является следствием ДТП… Мошенничество, к сожалению, встречается. Но рано или поздно такие люди попадаются. «Засветятся» с обстоятельствами повреждений, вызывающими подозрения в одной компании, в другой, в третьей — и очень скоро ими займутся органы правопорядка.

ЗАСО «Промтрансинвест»

  • на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
  • более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
  • развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.

375 (17) 228−12−48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest. insurance