Вход Регистрация

Напомнить пароль

Войти как пользователь

  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272829303112
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930


Автобизнес

10 декабря 2013 в 22:40
Анна Рудь / AUTO.TUT.BY

Указ президента "Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств", который планируется подписать до конца года, вынудит белорусов ехать за новыми и бэушными машинами в Россию.



В проекте указа, который AUTO.TUT.BY изучил совместно с председателем Белорусской автомобильной ассоциации, директором импортера Volkswagen в Беларуси СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергеем Михневичем, сказано, что платить утилизационный сбор мы будем уже с 1 января 2014 года. При всем этом документ еще не подписан, а механизм взимания сбора не разработан.

Пока авторынок замер в ожидании, эксперт попытался спрогнозировать, как скажется введение утилизационного сбора на автомобили в Беларуси на стоимости новых и бэушных машин, по каким инстанциям придется пройти плательщику нового сбора и где белорусы предпочтут покупать машины.
 

За что и сколько придется платить?

Проект указа предусматривает, что утилизационный сбор у нас будет взиматься по аналогии с Россией: за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в страну. Плательщиками сбора станут все покупатели таких машин, кроме беженцев, сотрудников дипломатических учреждений, консульских представительств, международных организаций, а также отдельных категорий иностранных подданных. Не будут облагаться сбором машины старше 30 лет, не предназначенные для коммерческого использования с оригинальными кузовом и двигателем, а также производимые в Беларуси: БелАЗ, МАЗ, Geely, Zotye.

Расчет размера сбора

Чтобы понять, сколько конкретному покупателю придется заплатить за конкретный автомобиль, нужно размер базовой ставки (она разнится в зависимости от категории транспортных средств) умножить на коэффициент, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения.

Что интересно, базовые ставки в проекте белорусского указа прописаны в российских рублях: 20 тыс. - для легковых автомобилей, 150 тыс. - для легких коммерческих и грузовых. Пересчитывать мы их будем по курсу Нацбанка на день оплаты - 10 декабря, например, это 5,74 млн и 43,05 млн соответственно.

 
не старше 3-х лет
старше 3-х лет
Виды и категории колесных
транспортных средств
Коэффициент
Коэффициент
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости
категории G, а также специальные и специализированные транспортные
средства указанной категории
с электродвигателями
0,86
5,3
с рабочим объемом двигателя
не более 1000 см3
0,86
5,3
с рабочим объемом двигателя
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3
1,34
8,26
с рабочим объемом двигателя
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3
2,56
16,12
с рабочим объемом двигателя
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3
3,47
28,5
с рабочим объемом двигателя
свыше 3500 см3
5,5
35,01
ввозимые физическими лицами для личного
пользования вне зависимости от
объема двигателя
0,1
0,15
транспортные средства категорий N1, N2, N3,
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства полной массой
не более 2,5 тонны
0,5
0,88
транспортные средства полной массой
свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
0,8
1,25
транспортные средства полной массой
свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
1
1,6
транспортные средства полной массой
свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
1,1
4,56
транспортные средства категорий М2, М3,
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства с объемом двигателя
не более 2 500 см3
0,6
1
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3
1,2
3
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3
1,6
4,4
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 10 000 см3
2
5,2
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3
шасси колесных транспортных средств
категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны
0,3
5
шасси колесных транспортных средств
категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн,
но не более 12 тонн
0,5
7
шасси колесных транспортных средств
категорий N3 полной массой свыше 12 тонн
1
10

Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения;
М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;

N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

G - транспортные средства повышенной проходимости.
ВАЖНО: к ставке сбора для юрлица нужно добавить еще 20 процентов НДС, которые дилер или автохаус дополнительно заплатит государству. То есть если на абстрактную легковушку сбор составит 800 долларов, то в цену продавец включит 960 - машина подорожает почти на тысячу по сравнению с нынешней ее ценой.


"Цивилизованная торговля автомобилями снова уходит в прошлое"



По мнению Сергея Михневича, сбор больнее всего ударит по автохаусам - разница в его размере для физических и юридических лиц колоссальна, и белорусы будут вынуждены снова обращаться к серым схемам ввоза автомобилей.

- Те юрлица, которые сейчас торгуют "бэушками" - цивилизованно, заметим, торгуют, платят налоги государству, - либо прекратят продавать машины, либо начнут это делать "по-серому", через физлиц. Значит, снова белорусы пойдут к перегонщикам, и цивилизованная торговля автомобилями снова уходит в прошлое. Хорошо здесь лишь перегонщикам, плохо государству - оно недополучит налогов от легальной торговли подержанными автомобилями и лишится валюты, которую автовладельцы вывезут за рубеж для покупки очередного "кота в мешке". Помните 2011-й, когда белорусы вывезли 2,6 млрд долларов? Сейчас такого ажиотажа не предвидится, конечно, но мы снова будем отдавать деньги другим странам.
 
"Народ наш к подорожаниям условно привык", - констатирует эксперт, так что, по его мнению, новости о введении утилизационного сбора "вряд ли сильно расстроят людей".

- Но, например, дилеры сейчас находятся вообще в непонятной ситуации: похоже, с 1 января они просто не смогут работать, потому что... не знают как. Через 3 недели, согласно официальной информации, должен вступить в силу еще не подписанный указ об утилизационном сборе. Ни одно из министерств и ведомств пока не знает, как будет происходить администрирование этой процедуры. Соответственно, дилеры не могут сформировать прайс-листы, заключить договоры и т.д. И когда мы за 3 недели до нового года не знаем, как дальше работать, – это ненормально. В свое время президент не раз говорил о том – и это законодательно закреплено в его Директиве, – что подобные проекты должны обсуждаться с бизнес-ассоциациями, что на реализацию механизмов должно даваться адекватное время – 3-6 месяцев, и прочее. Но сегодня 10 декабря. В проекте закона сказано, что он вступает в силу 1 января 2014 года. Он еще официально не опубликован, а ведь, в соответствии с законопроектом, на принятие мер по реализации указа Совмину отведен месяц. Причем по логике договоренностей с российской стороной утилизационный сбор должен быть введен именно с 1 января – вместе с Россией. Ненормальная ситуация.
 
Разработать механизм взимания сбора – это дело не одной недели, уверен Сергей Михневич, ведь, например, в той же России механизм взимания, исчисления и уплаты сбора расписан на 34 листах и утвержден соответствующими правилами.

- Например, физлицо, ввозя машину в РФ, должно будет заполнить определенные формы, представить расчет в налоговую службу, подтвердить данные, использованные для расчета (тип ТС, объем двигателя, год выпуска), оплатить и только тогда обращаться за регистрацией в ГИБДД.

По каким инстанциям и с какими документами пойдут белорусы - пока неясно.

 

Покупаем абстрактную машину в салоне и автохаусе в 2014 году - кто платит?

Сергей Михневич напоминает, что "как оно будет у нас - пока неизвестно", но исходя из российского механизма, "на который мы, по идее, должны ориентироваться", можно по крайней мере предполагать.

- Мы надеемся, что в стоимость автомобиля, приобретаемого в автосалоне, будет включен утилизационный сбор, то есть покупатели будут избавлены от необходимости ходить с бумажками по кабинетам. Но я совсем не уверен, что такая же ситуация будет с автомобилями, купленными белорусами в российских салонах. Вполне вероятно, что здесь как раз-таки платить придется покупателю.

Что касается механизма уплаты сбора при покупке "бэушки" в автохаусе, наш эксперт предполагает, что "юрлицо не заложит его в стоимость бэушки, ввезенной в 2013 году, а покупатель, собираясь зарегистрировать автомобиль в ГАИ в 2014 году, заплатит сбор сам". А вот если автохаус ввезет "бэушку" в 2014 году, его заставят уплатить сбор по "дорогой" шкале для юрлиц.

- То есть машина станет дороже и вы ее, возможно, и не купите. Поэтому предположу, что они просто перестанут ввозить "бэушки" и будут стараться распродать все, что есть, до конца года, чтобы покупатели успели эти машины зарегистрировать. Представляете что будет твориться в ГАИ 31 декабря?

Еще одна не совсем понятная с точки зрения взимания утилизационного сбора позиция - автомобили, купленные в России, или же автомобили российского производства (а наши дилеры сейчас продают более десятка моделей российской сборки), купленные здесь.
 
- В проекте указа прописано, что утилизационный сбор за конкретную машину будет уплачен единожды. Вопрос - единожды где? Мы пока не понимаем, как будет платиться сбор за машину, купленную в России, если по ней он уже будет уплачен там. В проекте об этом ни слова. Говорится "единожды", но это можно понимать, как единожды в стране. По логике, государство должно иметь свой интерес при ввозе машины на свою территорию – сбор должен уплачиваться в его бюджет. И ему, по идее, должно быть все равно, уплачен ли он где-то еще.
 
Соответственно, сейчас невозможно прогнозировать стоимость абстрактной машины, например, российского производства, в январе, так как я а) не знаю, будет ли там в ее стоимость включен утилизационный сбор, уплаченный в России, б) не знаю, придется ли нам платить его еще раз здесь.
 
Проблема в том, что в российском механизме предусмотрена фиксация факта уплаты утилизационного сбора кем бы то ни было в паспорте транспортного средства (ПТС) – и все последующие покупатели от нее освобождаются. Наш же указ не предусматривает никаких фиксаций. У нас нет ПТС, и мы не понимаем, в каком документе будет учитываться уплата. Возможно, все будет расписано в механизме, но это уже значит, что наша процедура будет отличаться от российской.

"А потом мы спрашиваем: белорусы, зачем же вы вывозите валюту?"



Как мы уже считали, стоимость абстрактной легковушки, например, российского производства, вырастет в Беларуси на тысячу и более долларов. Соответственно, наш покупатель может купить эту же машину в России дешевле. Вернее, еще дешевле - так как и сейчас цены в российских автосалонах на автомобили отечественной сборки выгодно отличаются.

- Если эту машину ввезет дилер - то он из-за высоких ставок сбора дополнительно заложит в ее стоимость почти тысячу долларов, если физлицо - то около 100 долларов. Как вы думаете, куда белорус отправится за автомобилем и чей бюджет недополучит налогов?

Сергей Михневич удивляется, "зачем белорусскому государству так наказывать своих граждан":

- Да, попытались защитить свой автопром и подтолкнуть людей покупать китайские автомобили, собранные здесь. Но я не думаю, что продажи Geely резко вырастут, скорее, такая мера просто обозлит белорусов. Для простого человека этот шаг (введение утилизационного сбора. - Прим. ред.) – не более чем очередное изъятие у него денег.

Эксперт уверен: катастрофы не будет. "Коль мы пережили катаклизмы гораздо большего масштаба: девальвацию, повышения таможенных пошлин (сначала для юрлиц, затем – для граждан. - Прим. ред.) – то и еще один сбор переживем. Просто машины станут еще дороже: какие-то – на 100 долларов, какие-то – на тысячу и больше".

Не опасается Сергей Евгеньевич и за рынок новых автомобилей.
 
- То, что будут покупать машины в салонах и в следующем году, и потом – мы не сомневаемся. Равно как и уверены, что падения рынка продаж новых автомобилей не будет. Но мы не можем не говорить о том, что дилеры могли бы продать, а белорусы - купить больше в своей стране. А сейчас все поедут в Россию, повезут туда валюту, налоги и прочие деньги – в чужой бюджет! Те же будут покупать то же – но в России, и туда их отправило наше государство. А потом мы спрашиваем: белорусы, зачем же вы вывозите валюту?
 

Кому это выгодно?

Фото: maz.by
Фото: maz.by

По мнению эксперта, согласившись на введение утилизационного сбора на автомобили по примеру России, белорусские власти пытаются поддержать отечественный автопром - потому что и у МАЗа, и у БелАЗа, и, конечно, Geely неминуемо возникнут проблемы с продажами в России.

- Я вообще не считаю, что утилизационный сбор Беларуси на данном этапе необходим, ведь, например, Казахстан всячески сопротивляется его введению, и пока весьма успешно. Мне кажется, наш Минпром пытается защитить интересы наших производителей, чтобы, изъяв деньги у людей, направить их на поддержку того же Geely или МАЗа – которым будет все сложнее продаваться в России. Ведь на произведенные и проданные в Беларуси автомобили утилизационный сбор не уплачивается. То есть здесь, например, Geely не подорожают. А вот в России они вырастут в цене, потому что там облагаются сбором. То же касается МАЗа и БелАЗа. То есть этот сбор очень больно ударяет по нашим производителям, которые поставляют технику в Россию. А остальным он и не нужен.